25 марта 2014
В КФУ провел тренинг профессор Лейпцигского университета Утс Донбергер

 Сегодня, 25 марта, в КФУ состоялся семинар-тренинг профессора Лейпцигского университета (Германия) Утса Донбергера на тему «Управление рыночными инновациями».

 С 2004 года по сегодняшний  день Утс Донбергер является директором и профессором международной программы MBA в сфере поддержки и развития малого бизнеса Лейпцигского Университета (Германия), а также профессором экономики развивающихся стран с акцентом на развитие малого и среднего бизнеса.

Перед началом мероприятия  о пользе, которую принесет семинар  всем заинтересованным в создании стартапов, и планах по развитию сотрудничества с Лейпцигским университетом нам рассказала заведующая кафедрой банковского дела  Института экономики и финансов КФУ Венера Вагизова: «Основное направление деятельности нашей кафедры – взаимодействие финансового и реального секторов экономики. В связи с этим Утс Донбергер представляет для нас большой интерес как личность, поскольку он обладает колоссальным опытом в сфере изучения потребностей реального сектора и источников его финансирования. Кроме того, это ученый, имеющий очень высокий индекс Хирша. Данный показатель у профессора равен 9».

Для справки: h-и́ндекс, или и́ндекс Хи́рша – наукометрический показатель, предложенный в 2005 году аргентино-американским физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности ученого, группы учёных, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций.

На данный момент, представителями  кафедры банковского дела совместно  с профессором Донбергером уже подготовлены три статьи для научных изданий, входящих в базу данных «Scopus». «Помимо этого, сейчас у нас готовится к публикации учебное пособие «Финансирование и кредитование предпринимательской деятельности». Один из его разделов  – о сущности инновационной предпринимательской деятельности, формах и моделях коммерциализации – написан нашим уважаемым гостем, а информация об инструментарии финансирования и кредитования собирается воедино сотрудниками нашей кафедры», - поделилась Венера Вагизова. Кроме того, она отметила как большую удачу получение согласия от Донбергера на преподавание ряда дисциплин в Институте экономики и финансов КФУ.

В рамках первой части тренинга на повестку дня были вынесены вопросы, касающиеся разработки инновационных технологий и последующего их внедрения на рынок. Свое выступление профессор начал с разъяснения своей точки зрения на понятие «инновация». По мнению, Утса Донбергера  этот термин обозначает не только создание нового продукта, процесса или услуги, но и успешная продажа новшества на рынке. «Идея, ваше креативное мышление составляют лишь 1% будущего успеха, остальные 99% зависят от того, сможете ли Вы продать ваши разработки на рынке, востребованы ли они», - подчеркнул Донбергер.

Кроме того, им были указаны  два пути возникновения инноваций: технологический и рыночный. Первый зачастую опережает желания потребителей. «За время работы в данной области я множество раз сталкивался с ситуациями, когда технология уже изобретена, а возможность внедрить ее появляется только спустя несколько лет, потому что потребитель еще не готов принять ее, – поделился опытом представитель Лейпцигского университета. – Также нужно отметить, что многие высокие технологии изначально разрабатывались для нужд армии, и лишь потом сфера их использования распространялась и на обычных людей». В качестве примера была приведена система Интернет. Как известно, всемирная сеть создавалась в 50 -  60 гг. XX века. Первыми доступ к интернету получили американские военные в годы Холодной войны. Таким образом, им был обеспечен безопасный способ обмена информацией.

Рыночный путь возникновения  инноваций отталкивается от потребностей клиент-ориентированных компаний, которые, проведя опрос общественного мнения, делают заявку на разработку того или иного продукта. Однако и этот путь не столь радужный, каким может показаться на первый взгляд. Ведь потребители знают твердо, чего они хотят только сейчас, в данную конкретную минуту. Максимум они могут заглянуть вперед на месяца 2-3. Но что будет им необходимо, к примеру, лет через 10 они ответить не смогут. В связи с этим такого рода инновации носят весьма краткосрочный характер.

Не менее интересна  и классификация инновационных идей с точки зрения скорости воплощения их в жизнь. Согласно словам профессора Донбергера, все инновации можно разделить на радикальные и последовательные. Первые представляют собой новейшие изобретения, резко врывающиеся в жизнь общества. Такие, как например, 3D принтер. «10 лет назад подобное изобретение относилось к разряду научно-фантастических, а теперь вы можете приобрести его за вполне приемлемую стоимость  - 1000 евро. Для сравнения, в 2007 году, когда еще действовал патент на изобретение, а, следовательно, отсутствовала конкуренция, 3D принтер стоил 20 тыс. евро. В недалеком будущем каждый из нас сможет иметь такое устройство у себя дома, ведь цена на него будет все ниже и ниже. В связи с этим есть теория, что спустя несколько лет 20 % продуктов, приобретаемых нами сейчас в торговых центрах, мы будем производить, не выходя из дома», - высказал предположение директор международной программы MBA в сфере поддержки и развития малого бизнеса.

Для справки: 3D принтер это устройство, которое на основе цифровой трехмерной модели послойно создает реальные трехмерные объекты или готовые изделия из различных материалов и представляет собой станок с платформой и направляющими, по которым двигается рабочий элемент принтера: лазер или экструдер.

Что касается, последовательных инноваций, то наиболее ярким примером является усовершенствование автомобильной промышленности – области, в которой изменения в продукцию вносятся постепенно в соответствии с веяниями времени.

«Традиционно последовательные инновационные разработки больше характерны для стран с культурой, формировавшейся  веками: Германия, Япония и др. –  обозначил Утс Донбергер. – Это отнюдь не означает, что, к примеру, в Германии не существует разработок радикального типа, ведь уже упомянутый 3D принтер был разработан на базе Лейпцигского университета. Но в государствах, где в обществе широко распространены консерваторские взгляды, гораздо труднее продвигать на рынке такие изобретения, общество не проявляет энтузиазма в ознакомлении с ними». Противоположным образом ситуация складывается в США. Объясняется это, по мнению профессора, историческими предпосылками, мультикультурностью страны.

Подводя итог первой части  семинара,  профессор ответил на вопросы, касающиеся российских реалий и основных трудностей, с которыми сталкиваются создатели стартапов в нашей стране: «К сожалению, я пока не проводил масштабных исследований российского рынка. Но, думаю, что разработчики России встречаются приблизительно с теми же проблемами, что и инноваторы стран Европы. Среди них особо стоит отметить противостояние общества новшествам и недостаточный уровень владения маркетингом. Объясню, что я имею в виду на примере Германии. Мы умеем создавать товары высокого качества, приносящие ощутимую пользу потребителям, и прибыль наши предприятия получают именно благодаря этому. А вот напитки компании  «Coca-Cola» пьет весь мир, хотя все мы знаем, что ничего хорошего наш организм в этом случае не получает. Но отлично работающая система маркетинга выполняет свое призвание, проникая в наши умы и создавая там привлекательный образ товаров этой фирмы. Кроме того, как вы уже слышали, мы умеем создавать радикальные инновации, но мы вынуждены реализовывать свои идеи сначала на территории США и лишь потом они возвращаются к нам».

Заставив, таким образом, всех призадуматься, профессор предложил  сделать перерыв. А на вторую часть тренинга пришли представители малых инновационных предприятий университета КФУ. Вниманию Утса Донбергера были представлены проекты в сфере биотехнологий, медицины и математики. В дальнейшем лучшие из них будут рекомендованы предпринимателям Германии для заключения сотрудничества о проведении работ по воплощению идей в реальность.

 

Источник информации: Алина Искандерова, Пресс-центр
Комментарии
Foreign student 26.03.14, 15:22
+1 
would be very nice if преподаватель can name at least one person in the economic topic with a H-49. Think that by his way преподаватель can reach even H-1
преподаватель 26.03.14, 08:36
"Кроме того, это ученый, имеющий очень высокий индекс Хирша. Данный показатель у профессора равен 9" очень высокий - это 49, например.