19 марта 2014
Образование и Робототехника: "Что за горизонтом новых моделей обучения?"

 

Тема детского образования на страницах раздела новостей в последнее время получила ощутимое развитие (см., например,  выпуски новостей от 28 января и 6 февраля этого года.)

Также, мы не престаем следить за самыми  интересными событиями, происходящими в мире робототехники. Примерно полтора года назад мы начали эту тему, рассуждая  о перспективах этого направления в сфере образования. Но наши ожидания, как это ни банально, заметно превзошла  всемогущая реальность.

Сегодня мы уже можем констатировать факт вполне гармоничного слияния сферы детского обучения с целевым робототехническим направлением образования,  а именно:  создании широкой программы изучения разных предметов и наук, овладению приемами технического  творчества на основе конструирования роботов. По крайней мере, в Татарстане, в этом направлении принимаются весьма серьезные усилия и уже сделаны первые крупные шаги в этой области.Об этом было заявлено недавно на семинаре робототехники, прошедшем 5 марта 2014 г. в Казани министром образования и науки  РТ  Энгелем Фаттаховым.

 Тема и проблематика вводимых новшеств оказывается так популярны в нашем регионе, что на платформе робототехники разработаны целые инновационные программы обучения,  которые планируется внедрить в образовательные процессы, в средних школах,  соответственно, и в создающихся, в наши дни самых мощных университетских центрах, также.

Причем, надо отметить, что разработчики новаторских программ на платформе конструирования робототехники, предлагают специально разработанные на их основе решения и алгоритмы по творческому освоению любой предметной области.

В общем, будущее молодого поколения поистине становится по-настоящему сбывшейся мечтой – в самом деле, что может быть интереснее творчества.

Одним из функциональных методов нового направления обучения школьников и студентов был выбран  хорошо известный сегодня – проектный метод, получивший на современном этапе некоторое новое звучание и наполнение.  Обусловлено это скорее всего тем влиянием, которое  в настоящее время оказывает созданная инфокоммуникационная среда на современный социум.

Стоит сказать, что в новой информационной среде, в которой живет общество сегодня, инновационные модели обучения, где-то стремительно, где-то более постепенно, начинают  занимать определенную нишу в развитии образования многих стран.

Любопытна и поучительна в этом смысле публикация, увидевшая свет на ресурсе wired.com  Конечно, в  тексте публикации (перевод статьи на сайте uplift.io) можно обнаружить некоторые, белые пятна (например, не вполне подробно описана заимствованная учителем школы инновационная модель обучения, указывается лишь источник его вдохновения – заслуживающие особого внимания  работы Сугаты Митры), но здесь важно другое. Сравнивая усилия, экономические вливания в развитие образования в промышленно-развитых странах и в странах с не очень высоким потенциалом,  мы в состоянии ощутить повсеместную потребность современного образования в применении инновационных методик.

 

Вместо заключения

На телеканале Россия недавно демонстрировался   фильм о роботах-андроидах.  Представленный в нем материал о различных конструкциях роботов, процессах конструировании их отдельных узлов, любопытные факты, которые часто остаются в тени, впечатляющих с виду  разработок, не могут оставить самых разных зрителей равнодушными. Но еще более интересным представляется фильм, показанный на том же канале о   промышленных роботах.

Посмотрев его, Вы наверняка почувствуете, как далеко ушла современная промышленность, научившаяся создавать промышленные  роботы,  которые в свою очередь создают невероятно сложные и масштабные технические агрегаты. Ведь ни для кого не секрет, что любая страна, которая  может или стремится создавать такую технику должна обладать поистине звездным инженерным потенциалом, для роста и удержания на высоте которого, нужно предпринимать значительные усилия.  В этом смысле,  ориентиры процессов модификации современного образования  становятся все более очевидными. 

В коллаже использованы фотографии ресурсов:

wired.com, theoryandpractice.ru,   ru.aliexpress.com