17 марта 2014
Как обучают школьников в Германии?

Сегодня, 17 марта, в Институте психологии и образования состоялась лекция специалиста из Дрезденского технического университета Юлии Койновой-Цельнер на тему «Активизация самообучения: дидактика кооперативного обучения в системе образования Германии».

Институт психологии и образования совместно с Немецким центром образования, науки и культуры инициировали приезд Койновой-Цельнер с целью проведения нескольких мероприятий, связанных с опытом активизации процесса обучения и качества образования.

В течение часа специалист немецкого университета рассказывала о плюсах кооперативного обучения, которое сегодня очень популярно в Германии.

Как учат в Германии: шаг за шагом

Невозможно рассказать об эффективных методах обучения без описания сформированной системы образования в стране, именно этому была посвящена значительная часть лекции. В Федеративной Республике Германии каждая земля – «государство-член» имеет свой собственный модуль образования, но описала лектор только один из них – Саксонский. Начальная школа в Саксонии включает в себя четыре класса, после нее ученик может поступить в гимназию и учиться там с 5 по 12 класс, либо выбрать старшую школу, где обучение заканчивается 10-ым классом. После старшей школы ученикам также предоставляется выбор: профессиональный техникум (2 года) или профессиональное образование (3 года). Высшее образование в Саксонии представлено двумя ветвями: университет и высшая профессиональная школа.

По теме лекции непосредственный интерес здесь представляет подготовка учителей для школ. Юлия Койнова-Цельнер рассказала, что учитель начальной школы в Саксонии должен учиться 4 года, старшей школы – 4 с половиной года, а учитель гимназии и профессионального училища – 5 лет. Это небольшое различие во времени подготовки значительно отражается на их зарплате, в частности, учителя гимназии получают более высокую заработную плату, что, по словам лектора, приводит к социальному недовольству и забастовкам.

Как сделать урок эффективным?

Будущих учителей в Германии обучают относиться к своим ученикам как к равным, общаться в демократическом ключе и приучать к самостоятельности. «Нам надо работать с людьми не на страхе, а на мотивации», ‑ высказалась Койнова-Цельнер и перешла к описанию урока, который, по ее мнению, рождает в детях стремление к знаниям. Урок не должен начинаться с описания материала, учитель должен подготовить детей, завладеть вниманием и только затем переходить к основной теме, объяснение которой не должно превышать 15 минут. «Необходимо, чтобы ученики самостоятельно работали с материалом и несли ответственность за процесс обучения, ‑ заметила лектор и добавила: ‑ Показателем успешности является не то, сколько сделал учитель, а насколько активны были его ученики».

Также важно учитывать психологию детского сознания, отметила Койнова-Цельнер, не допускать ситуации, когда ученик выполняет задание в страхе быть осужденным за то, что не может сделать правильно. «Необходимо давать ученикам возможность делиться знанием друг с другом», ‑ заметила лектор.

Эволюция урока: от фронтальности к «сэндвичу»

Специалист немецкого вуза рассказала, что считавшийся эффективным в 1990-е годы фронтальный урок, когда учитель ведет занятие и воспринимает класс как единое целое, уступил место индивидуальному подходу, получившему признание в Германии в 2000-е годы. Сегодня же индивидуальный урок сменяет принцип «сэндвича», когда на первый план выходят кооперативное самостоятельное обучение и активный ученик. Почему "сэндвич"? Койнова-Цельнер объяснила это так: "в кооперативном подходе основа всегда одна - учитель, а начинка разная". 

«Необходимо давать ученику управлять учебным процессом, ‑ рассказала лектор и призвала учителей: ‑ Не надо заставлять школьника сидеть на месте и не двигаться, создавайте ситуацию разговора, социального взаимодействия». Кооперативное обучение не исключает и своеобразное шефство ученика над учеником, когда школьник подходит за разъяснениями к своему товарищу.

По мнению ученой, создание условий выбора для ученика, активизация самообучения, многообразие методов – вот характерные черты эффективного кооперативного урока, который вобрал в себя все самое положительно из разных систем.

«Ученик и учитель в такой системе совместно управляют уроком», ‑ подытожила Койнова-Цельнер.

В заключение своей лекции ученая обратилась к причинам востребованности данного подхода. Общественные изменения, в частности, новые требования организации жизнедеятельности и профессиональной деятельности, изменение функций и форм семьи как института воспитания, а также понимание важности подхода к гетерогенным группам школьников привели к переоценке педагогических целей школьного образования, а также к пониманию важности развития мотивации среди детей. 

Так, аудитории был показан видеоролик, где учитель одной из немецких школ ведет так называемый кооперативный урок. Дети выполняли задания в командах и индивидуально, периодически помогая друг другу, создавалось впечатление движения, заинтересованности учеников в происходящем. "Нет никаких сомнений, это работает", - резюмировала лектор. 

 

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Инны Басыровой, Пресс-центр
Комментарии
Serge 17.03.14, 22:44
+3 
В 30-е годы в СССР это было всё - бригадный метод, дальтон-планы, буксиры и тягачи - ерунда это всё.