Школа-проект
«Border/Frontiere/Grenze/Граница:
европейско-российские интерпретации»
Организаторы: КФУ, Институт сравнительных исследований модернизации обществ, Центр Европейского Союза VOICES, Самарский государственный университет
Понятие «граница» активно используется для оценки жизненных ситуаций различными агентами – политиками, экономистами, журналистами, а также учеными и обычными людьми в их повседневности: «границы государств», «личностные границы», «границы поведения» и т.д. При этом само понятие границы трактуется по-разному в зависимости от ситуации, национальной принадлежности людей, общественно-политического строя.
Концепт границы включает две составляющие, которые определяют проблемное поле летней школы:
- с одной стороны, это социальный конструкт, формирующийся социумом, государством, структурами культуры и языка и пр.
- а с другой стороны – это личностные переживания и повседневные практики.
Нам представляется перспективным рассмотреть данное явление в контексте сопоставления российского и европейского понимания концепта и сравнительных исследований. Российская Федерация и Европейский Союз (во всем их культурном многообразии) связаны многовековыми историческими контактами, пережили сходный опыт социальных потрясений: распад и объединение территорий, их составляющих, опыт тоталитаризма, опыт мультинациональных государств. При этом культурный опыт представителей разных стран и разных национальностей внутри РФ и ЕС своеобразен и продиктован особыми для каждой национальной культуры историческими и прочими условиями.
Формат проекта: междисциплинарный (участвуют специалисты и студенты разных областей гуманитарного знания: социологи, политологи, историки, юристы, культурологи); межпоколенческий (совместная работы представителей среднего поколения и молодежи); межкультурный (среди кураторов и преподавателей школы – ученые из России и стран ЕС)
Цель школы:
- исследование феномена границы в рамках междисциплинарного подхода;
- создание фотовыставки «Border/Frontiere/Grenze/Граница: европейско-российские интерпретации», посетители которой в непосредственном взаимодействии с выставочным пространством, с «экспонатами» получают опыт восприятия и переживания национальных и исторических вариантов переживания и выстраивания границ;
- объединение исследовательской и проектной деятельности в моделировании некоего активного пространства школы, в котором используется метод субмерсии - погружения в атмосферу переживания и выстраивания концепта как ментальной, национально-культурной, исторической среды;
- подготовка коллективных или индивидуальных эссе и дальнейшая их публикация в сборнике.
Школа-проект будет включать в себя несколько этапов:
1. Формирование исследовательских групп по тематике исследований (в марте 2014 года). У каждой группы будут координаторы (исследователи из российских и зарубежных вузов) и модератор группы, который будет держать постоянную связь с участниками и курировать их работу.
2. Серия подготовительных мероприятий (в том числе в рамках работы Евроклуба): тематические заседания и дискуссионные клубы, совместные обсуждения в on-line режиме, семинары в КФУ, СамГУ и УдГУ, выполнение заданий, подготовка эссе, работа с ридерами: март-июль 2014 года.
3. Проведение исследований с возможностью публикаций.
4. Летняя школа: конец июля-начало августа 2014 года, продолжительностью 6 дней.
Что нужно сделать, чтобы участвовать в школе-проекте?
Необходимо выслать заявку 900-1200 слов и автобиографию (CV), указав уровень владения английским языком, на e-mail организаторов школы border2014@gmail.com
Тематика:
Структура заявки состоит из описания Вашего исследовательского проекта:
На основании отобранных заявок будут сформированы соответствующие малые группы для работы в серии подготовительных мероприятий и на школе.
Срок подачи заявок: 10 марта 2014 г. Заявки, пришедшие после указанной даты, рассматриваться не будут.
Место проведения финальной школы: Россия, Самарская область.
Знание английского языка на уровне intermediate является обязательным, так как в работе Школы примут участие иностранные преподаватели.
Кто может принять участие: студенты третьего и старших курсов, магистры и аспиранты высших учебных заведений Приволжского федерального округа.
Проезд и проживание: организаторы оплачивают проживание и питание участников школы из всех вузов ПФО, проезд может быть оплачен только участникам из Казани, Ижевска и Йошкар-Олы.
По вопросам обращайтесь в Центр ЕС VOICES (контакты указаны на сайте).