07 февраля 2014
Мастер-класс от ведущих бизнесменов Татарстана прошел в КФУ

6 февраля в КФУ прошло грандиозное мероприятие. Успешные предприниматели Татарстана провели мастер-класс для тех, кто хочет открыть свое дело. Первые лица таких компаний, как «Таиф», «Эссен Продакшн АГ», «Казаньоргсинтез», «First key», «Pulsar Venture», и другие согласились приехать в Казанский университет и  поделиться своими секретами бизнеса.

Инициатором проведения встречи стал партнер КФУ ‑ председатель Совета директоров группы компаний «Bulatov Group»,  Айдар Булатов.

Для справки: Группа компаний «Bulatov Group» работает на рынке Казани с 1998 года. Основная деятельность компании – ресторанный бизнес. На сегодняшний день Bulatov Group владеет 5 ресторанами в Казани и 13 точками фаст-фуда в Москве и Санкт-Петербурге.

Напомним, в декабре 2013 года ректор КФУ Ильшат Гафуров и Айдар Булатов подписали соглашение о сотрудничестве, а именно – о создании лаборатории предпринимательства в Казанском университете. Так на свет появился проект «Фабрика предпринимательства», который направлен на обучение предпринимательскому делу в Казанском университете.

«Образование, исследования и поддержка стартапов – вот три блока, на которых будет основываться ФП, - рассказывает Айдар Булатов. ‑ Мы будем проводить долгосрочные и краткосрочные курсы, которые состоят из лекций, мастер-классов, тренингов с реальными предпринимателями. Конечно же, будут проводиться исследования проблем в предпринимательстве, в отдельных отраслях бизнеса. С нами согласился сотрудничать ряд компаний и успешных бизнесменов ‑ с целью финансирования новых проектов, а также для решения каких-то своих задач».

Итак, первым крупным мероприятием «Фабрики предпринимательства» стал мастер-класс, который организаторы провели в КСК «Уникс». Этот проект заинтересовал многих, послушать известных бизнесменов пришли сотни людей. В зрительском зале буквально не было свободных мест, организаторы приняли решение открыть и малый зал, где шла онлайн трансляция мероприятия.

Открыл встречу ректор КФУ Ильшат Гафуров. «Этот мастер-класс, прежде всего, рассчитан на студентов. Мы должны выпускать специалистов, которые будут конкурентоспособны в быстроменяющемся мире. Мы знаем, что конъюнктура труда динамично развивается, видоизменяется. И наши специалисты должны уметь быстро приспосабливаться к этим изменениям и, более того, сами задавать тон происходящему.  Проект направлен на то, чтобы вы быстро ориентировались в этой динамике», - обратился к студентам Ильшат Рафкатович.

Затем началось выступление предпринимателей. Спикеры почувствовали себя героями телевизионной передачи «Разрушители мифов». Прежде, чем организовать мероприятие, создатели проекта провели небольшое исследование, чтобы выяснить, что мешает людям начать свой бизнес, какие страхи их мучают. Ведущий представил 6 тезисов, о которых чаще всего говорили участники опроса. Вот они: «Дар предпринимательства дан не каждому, предпринимательская жилка или есть или ее нет», «Проблемы с поиском стартового капитала», «Большие риски», «Проблема с нахождением своей ниши. Кажется, что все ниши уже заняты», «Невозможно пробиться вперед без связей», «Государство  не способствует развитию предпринимательства. Замучают с проверками». Приводя примеры из своей жизни, бизнесмены говорили о правдивости или недостоверности того или иного тезиса.

«Дар предпринимательства дан не каждому, предпринимательская жилка или есть или ее нет»

Альбина Ибрагимова, владелица сети туристических агентств:

«После окончания университета я работала бухгалтером. Родители говорили мне: «Нужно учиться в хорошем вузе, закончить его хорошо и устроиться на хорошую работу». Чтобы прийти к предпринимательству, у меня ушло 8 лет. Идея начать свое дело возникла спонтанно. Я была в декрете, мы сидели с подругой в кухне, пили чай. Мысль за мыслью, слово за слово – решили открыть туристическое агентство. У нас было 10 тысяч рублей. Нашли помещение с арендной платой в 7000 рублей, правда, около молочного комбината,  да и район был безлюдный и не очень благоустроенный. Но мы рискнули. Конечно, очень старались. И буквально через полгода мы стали известными. Люди приезжали, потому что знали, что здесь учтут все их пожелания, и поговорят, и кофе предложат. У нас сложилась довольно большая база клиентов, дело пошло. Так что забудьте о стереотипах и дерзайте!»

Адель Ягудин, создатель сети кофеен «Coffee CAVA»:

«Важны внутренние качества, которые у нас есть. Эти качества мы воспитываем в себе в течение жизни».

«Проблемы с поиском стартового капитала»

Рамиль Усманов, учредитель журнала «First Key»:

«Десять лет назад мне было двадцать, и я не знал, чем мне заняться. Но я знал, что хочу ездить на хорошей машине, посещать те места, которые хочу, улучшить свою жизнь и жизнь близких. У меня были амбиции, я хотел начать свое дело. Но родственники воспринимали эту идею как бредовую. Помню, дядя предлагал устроиться в прокуратуру. Однажды я проходил мимо загса и решил зайти туда. Там было очень много рекламных листовок, я собрал их вместе, и получилось некое подобие журнала. Так возникла мысль о том, что я хочу издавать журнал… Понял, что нужно искать клиентов. Нашел людей, рассказал им о своей идее, и они дали мне необходимую сумму. Такова история создания моего первого журнала «Все о свадьбе». Я стоял у самого начала формирования рекламного рынка в Казани. И этот бизнес уже через месяц начал приносить хорошие доходы».

«Большие риски»

Артур Когданин, генеральный директор компании «Ledel» (разработка и создание светодиодных светильников):

«На мой взгляд, заниматься бизнесом сегодня в России очень легко. Нормальной конкуренции практически нет. Никто этим заниматься толком не умеет… Я начал свой первый бизнес 10 лет назад с другом. Мы были молодые, «безбашенные» и ничего не знали о предпринимательстве. Но это не помешало нам начать свое дело. И главное, у нас получилось. Однако через некоторое время мы «прогорели». Оставалась какая-то сумма денег, решили начать все сначала. Выбрали для себя 10 сфер деятельности, рискнули по-крупному и… снова прогорели. Но то, чем мы занимаемся сейчас, приносит хороший доход, мы развиваемся, расширяемся. Да, риски в бизнесе всегда есть. Но мы знаем, кто не рискует, кто не покупает этот лотерейный билетик, тот не рассчитывает на выигрыш. Кто такой бизнесмен? Это человек, который формирует реальность, не поддается чужому мнению. Так что не бойтесь, действуйте и не слушайте тех, кто говорит, что у вас что-то не получится».

Василь Закиев, руководитель инкубатора «Навигатор Кампус»:

«Действительно, риски в бизнесе есть. Самый страшный – это риск разориться. Но ведь это не навсегда. У Артура Когданина ‑ десять негативных опытов в бизнесе, лично у меня ‑ семь. То есть, семь раз мы начинали бизнес с друзьями, не получалось – закрывались, потом снова начинали. Это не конец света, всегда можно найти выход из ситуации.

Хотелось бы отметить, что, действительно, качество услуг в России низкое. Деньги в Татарстане в силу присутствия нефтяного сектора есть и будут. Можно успешно реализовать себя абсолютно в любой сфере. Что для этого нужно? Нужно делать свое дело хорошо. Не беда, что в Казани уже 2000 туристических компаний. Если вы стараетесь, предоставляете те услуги, которые от вас ожидают, то клиенты будут довольны.  А значит, ваш бизнес будет приносить доход».

«Проблема с нахождением своей ниши»

Янина Чижевская, владелица первого в Казани мобильного салона красоты «Charm Factory»:

«Я живу в Казани всего два года. Как я начала свое дело? Мне хотелось заниматься чем-то, что занимало бы у меня не так много времени и сил, хотелось, чтобы это дело приносило мне удовольствие  и было полезным. Так родилась идея создать мобильный салон красоты. Не у всех есть возможность и время посещать косметолога, парикмахера. Например, у деловых людей, мамочек с маленькими детьми, инвалидов. Мы выезжаем к нашим клиентам на дом и предоставляем такие же услуги, как в салонах красоты. Я занимаюсь этим делом всего полгода, и это приносит хороший доход».

«Невозможно пробиться вперед без связей»

Ленар Файзутдинов, генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций «Теория Дарвина»:

«Я выпускник журфака КГУ. В студенчестве меня избрали культоргом факультета. Помню, я участвовал во всех культурных мероприятиях университета, и это принесло мне славу и пользу. Я познакомился со всей культурной тусовкой КГУ. Уже здоровался с преподавателями за руку, чувствовал себя крайне уверенно. И однажды у нас возникла идея  отметить День журфака. Мы хотели, чтобы мероприятие было зрелищным, веселым, интересным. С другом нашли одного очень богатого и известного бизнесмена,  поговорили с ним, и он согласился нам помочь и дал 40 тысяч рублей. Естественно, пригласили его на День журфака. Помню, организация мероприятия обошлась в 20 тысяч рублей, а остальную часть мы забрали себе и шиковали целых две недели. Нашему спонсору вечер очень понравился, отчет о тратах его не волновал. С тех пор я осознанно стал наращивать полезные связи. Очень помогала моя специальность – журналистика.  Три года я выпускал журнал об автомобилях, изучил  автомобильную отрасль, познакомился с многими влиятельными людьми. И те клиенты, с которыми я общался, спрашивали: «Как бы нам еще себя позиционировать?» С этого вопроса и началась моя предпринимательская деятельность. Я создал PR-агентство «Теория Дарвина». И без ложной скромности могу теперь сказать, что это одно из лучших  агентств в Татарстане. Так что делайте выводы: налаживайте связи, обрастайте новыми полезными знакомствами, ибо эти связи вас капитализируют».

«Государство  не способствует развитию предпринимательства"

Расул Садриев, директор сети магазинов «Хороshow»:

Это миф. Государству это просто невыгодно. Конечно, только если вы не нарушаете законы. Мой совет будущим предпринимателям: делайте свое дело законно, платите налоги. Иначе дороже заплатите!»

В завершение мастер-класса Айдар Булатов позвал на сцену бизнесменов, которые ведут свое дело на протяжении десятков лет. Среди них Леонид Барышев, генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ», Руслан Шигабутдинов, председатель Совета директоров ОАО «Казаньоргсинтез», Зуфар Гаязов, генеральный директор компании «Татинтер рестарантс», Айрат Баширов, гендиректор ЗАО «Данафлекс». Они поделились своим опытом ведения бизнеса и согласились принять участие в следующих мастер-классах «Фабрики предпринимательства» КФУ.

Источник информации: Диана Писарева, фото Инны Басыровой. Пресс-центр.