31 января 2014
Пилотный проект "Система открытого электронного обучения в КФУ": вопросы его реализации в естественнонаучных институтах КФУ

Реализация проекта по созданию в КФУ системы открытого электронного обучения – основная тема ряда совещаний, проведенных в январе 2014 г. Департаментом развития образовательных ресурсов (далее ДРОР) КФУ по поручению ректора КФУ И.Р.Гафурова. Масштабность проекта, предполагающего участие почти всех подразделений КФУ, огромная ответственность, возлагаемая на институты, кафедры, на каждого преподавателя, таковы, что необходимо очень чёткое понимание его целей, задач, ожидаемых результатов, характера работ и способа взаимодействия между подразделениями. При этом имеется определенная специфика в реализации проекта в институтах, имеющих гуманитарную и естественнонаучную направленность. Учитывая это обстоятельство, ДРОР провёл отдельные семинары для Института фундаментальной медицины и биологии и Института физики (16-го января 2014 г.), для Института управления и территориального развития, Института экономики и финансов и Юридического факультета КФУ (17-го января), для гуманитариев (23 января) и для естественнонаучных институтов (24 января). В совещаниях приняли участие  проректор по образовательной деятельности Р.Г. Минзарипов, советник ректора Игорь Гордеев, а также – представители Департамента информатизации и связи.

Директор ДРОР Галина Ившина рассказала участникам очередного совещания об этапах реализации проекта, подробно охарактеризовала мероприятия каждого этапа и сроки их реализации, определила сферу ответственности участников проекта за выполнение возлагаемых на них задач. Особое внимание было уделено первому, организационному этапу пилотного проекта, предполагающему полную ревизию всех основных образовательных программ, реализуемых в Институтах КФУ, и подготовку материально-технической базы дистанционного обучения. Итогом организационного этапа должно стать создание Каталога открытых основных образовательных программ, интегрированного с «Электронным университетом». Наличие такого Каталога позволит студентам КФУ «параллельно» обучаться по двум (или даже большему количеству) направлений, «откроет двери» КФУ всем желающим получить образование в Казанском университете, позволит использовать лучшие достижения мирового опыта в образовании. Понятно, что основой здесь является электронное обучение, применение самых передовых современных образовательных технологий.

Были рассмотрены также и  вопросы качества контента системы электронного обучения, структуры электронных курсов, средства обеспечения интерактивности в процессе обучения. Были продемонстрированы новые требования, предъявляемые к электронным курсам, в частности, – обязательному наличию в них вводной видеопрезентации, краткого конспекта лекций для публикации в Каталоге электронных курсов КФУ (краткий конспект должен включать список вопросов по каждой теме, краткое изложение подходов к решению поставленных проблем, список литературы и сетевых источников), полнотекстового варианта лекций для размещения в Каталоге НБЛ с целью предоставления обучающимся услуги «печать по требованию», методических указаний для студентов и преподавателей, интерактивных элементов, позволяющих осуществлять обратную связь в процессе обучения, выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

В ходе обсуждения было задано множество вопросов – как организационного и методического характера, так и технического плана – относительно текущего состояния и развития материально-технической базы электронного обучения КФУ в ближайшем будущем. На большую часть этих вопросов представители естественнонаучных институтов КФУ получили исчерпывающие ответы, оставшиеся вопросы будут решены в ходе реализации проекта.

В заключение Игорь Гордеев пожелал всем участникам совещания успехов в их труде– нелёгком, но необходимом – и университету, и обществу.