Этапы реализации пилотного проекта по созданию в КФУ системы открытого электронного обучения обсуждались в четверг, 16 января на совещании у проректора по образовательной деятельности Р.Г. Минзарипова для участников проекта - Института фундаментальной медицины и биологии, Института физики, Департамента информатизации и связи, Департамента развития образовательных ресурсов. В совещании также принял участие советник ректора Игорь Гордеев.
Директор ДРОР Галина Ившина охарактеризовала цели и задачи пилотного проекта, которые очень конкретно поставил ректор КФУ, И.Р. Гафуров, подчеркнув при этом его особую значимость для Казанского университета. Ведущая роль в этом проекте отводится Институту фундаментальной медицины и биологии и Институту физики КФУ. Именно этим двум подразделениям университета предстоит сделать качественный прорыв в образовательной деятельности – перейти на современный уровень обучения за счёт внедрения современных дистанционных образовательных технологий, создать систему открытого электронного обучения, «проложив путь» для других учебных подразделений КФУ. Очевидно, что от участия каждого преподавателя, кафедр, институтов и факультетов, а также УМУ, юридического управления, ДИС зависит быть или не быть современной системе обучения в нашем университете.
Директор ИФМиБ А.П.Киясов и его заместители: Р.М.Сабиров и А.А.Гумерова, а также – ответственные за электронные образовательные ресурсы Л.У.Мавлюдова (ИФМиБ) и А.Н.Хуснутдинов (ИФ), руководитель Центра по развитию (ДИС) Г.Р.Последова и начальник отдела разработки информационных систем (ДИС) О.В.Зыкова приняли самое активное участие в обсуждении этапов реализации проекта, в первую очередь – мероприятий организационного этапа, который необходимо завершить не позднее 1 марта 2014 года.
На организационном этапе проекта институтам предстоит выполнить полную «ревизию» своих основных образовательных программ, объективно оценить текущее состояние электронного обучения, определить степень обеспеченности учебного процесса электронными курсами и провести экспертизу их качества. Кроме того, необходимо провести работу по систематизации и анализу открытых электронных образовательных ресурсов ведущих российских и зарубежных вузов, подобрать видео и другие материалы для внедрения их в электронные курсы (и, как результат, – в учебный процесс) в КФУ.
Отдельным вопросом на совещании рассматривался комплекс мероприятий по оценке материально-технической базы ИФМиБ и ИФ и определения степени их готовности к реализации предусмотренных проектом мероприятий. Большую работу в этом направлении предстоит провести Департаменту информатизации и связи. Это – «инвентаризация» всей компьютерной техники, находящейся в распоряжении институтов, оценка инфраструктуры, необходимой для организации системы открытого электронного обучения, обеспечение высокоскоростного Интернет-доступа, составление плана закупок оборудования и программного обеспечения, причём – самого передового, которое позволит вывести электронное обучение в КФУ на современный мировой уровень. Среди первоочередных задач – создание в институтах условий для разработки видеоконтента как обязательной составляющей современных электронных курсов. ДИСу, безусловно, предстоит выполнить ещё одну важную задачу подготовительного этапа – реализовать составленное совместными усилиями ДРОР и институтов техническое задание на разработку Каталога открытых основных образовательных программ (ООП), интегрированного с «Электронным университетом» КФУ. Этот Каталог должен стать базой системы открытого электронного обучения в КФУ.
Большая ответственность за выполнение мероприятий проекта возлагается на Департамент развития образовательных ресурсов. Как подчеркнула Галина Васильевна, помимо участия в экспертизе контентной базы электронного обучения и разработке технического задания на создание Каталога ООП, ДРОР предстоит существенно расширить деятельность по консультационной и методической поддержке ППС КФУ по вопросам электронного обучения. Главным же направлением деятельности этого Департамента станет координация всех видов работ, направленных на достижение целей пилотного проекта. Итоги первого, организационного его этапа будем подводить уже совсем скоро – в начале марта. От того, насколько успешно завершится первый этап, будет зависеть результат всего проекта и, в конечном счёте, тот уровень, на котором окажется Казанский университет в мировом рейтинге вузов.