Новая парадигма педагогического образования, основополагающими идеями которой являются:
– образование, как вклад в карьерные цели индивида,
– образование, как ценность, призванная изменить качество жизни,
определила направление «Школа-ВУЗ» в качестве одного из приоритетных в деятельности Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
А что думают по этому поводу наши коллеги – педагоги школ?
«Словосочетание Школа-ВУЗ прочно вошло в словарь педагогов и заняло в нем свое достойное место», так думает директор МБОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Д.А. Князев.
«Для нас, педагогов школ, Школа-ВУЗ – это не просто удачное словосочетание. КФУ – это друг и надежный партнер школ города Казани, и эта дружба выверена не одним десятком лет», говорит директор гимназии № 122 О.А. Тигина.
Н.Ш. Шаяхметова, директор МБОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов” г. Казани утверждает: «Школа-ВУЗ – это новые стратегии сотрудничества».
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» А.М. Каплан считает, что сотрудничество школы и вуза «работает», прежде всего, на профессиональные компетенции учителя.
Учителя английского языка гимназии № 122 имени Ж.А.Зайцевой Г.Г. Альбина, Е.В. Макарова уверены: «Школа-ВУЗ – это новые совместные перспективные проекты».
Сотрудничество «Школа-ВУЗ» продолжается уже несколько лет. И 2013 год не был исключением, а, скорее, ознаменовался новыми формами сотрудничества – организацией и проведением совместных научно-практических конференций для школьников, студентов и аспирантов, научно-методологических семинаров для педагогов школ с участием преподавателей-методистов Института филологии и межкультурной коммуникации, мастер-классов для учителей школ г. Казани – наряду с традиционными формами работы, такими как организация и проведение педагогической практики и встреч с ведущими профессорами кафедры для популяризации педагогических специальностей, руководство научными кружками учащихся и организация научно-образовательных конференций для школьников на площадках базовых школ с целью включения учащихся школ в научно-исследовательскую деятельность.
Немного хроники.
28 октября 2011 года состоялось выездное расширенное заседание кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования ИФМК КФУ в МБОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани с обширной повесткой дня:
● Знакомство с системой организации учебного процесса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов», вошедшей в число 100 лучших образовательных учреждений Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
● Проведение Круглого стола «Школа-ВУЗ: новые стратегии сотрудничества» с участием преподавателей кафедры и методическим советом учителей иностранного языка школы.
● Посещение и анализ уроков студентов-практикантов.
14 ноября 2011 года кафедра теории и технологий гуманитарно-художественного образования ИФМК КФУ инициировала проведение мастер-класса «Использование информационно-коммуникативных технологий в формировании информационной культуры школьника в условиях модернизации школы» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани. В этот же день преподаватели кафедры принял участие в заседании педагогического совета школы «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе школы», где обсуждались новые возможности применения ИКТ в образовательном пространстве.
7 декабря 2011 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Казани был организован научно-методический семинар «Профессиональные компетенции учителя в организации здоровьесберегающей среды урока», программа которого включала не только посещение с последующим анализом уроков учителей школы № 64, но и Круглый стол. В работе Круглого стола приняли участие преподаватели кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования ИФМК КФУ, методисты ИМО ГМЦ Московского и Кировского районов г. Казани, преподаватели МБОУ «СОШ № 64», студенты 3 курса отделения искусств ИФИ КФУ, которые отметили высокий профессиональный научно-методический уровень учителей школы и дали высокую оценку организации самого семинара.
29 февраля 2012 года было проведено выездное заседание кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования ИФМК КФУ в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани, посвященное знакомству с системой организации учебного процесса по дисциплине “Иностранный язык” в данной школе. Программа также включала организацию и проведение XI научно-практической конференции школьников, студентов и аспирантов «Диалог языков и культур: современные тренды и перспективы исследования». Было заслушано 18 докладов по следующим направлениям: Страноведение и лингвострановедение, Теория языка, Литературоведение, Современные педагогические технологии, Лингводидактика.
21 мая 2013 года ознаменовалось новым проектом, инициированным кафедрой: театрализованным представлением школьного театра гимназии № 122 имени Ж.А.Зайцевой на площадке МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», куда были приглашены учащиеся, студенты, преподаватели школ и вуза. Труппа театра – неоднократный победитель международных и российских конкурсов театральных групп. И в этот раз они показали свой спектакль TheAdjustmentBureau, который был отмечен Дипломом городского конкурса знатоков иностранных языков-2013.
28 октября 2013 года состоялся совместно организованный Круглый стол «Новые стратегии школьного образования в полилингвальном пространстве» с участием преподавателей-методистов Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ и педагогического коллектива гимназии № 122 им. Ж.А.Зайцевой г. Казани. Участники с большим интересом заслушали выступления директора школы О.А.Тигиной «Управление современной школой: проблемы и перспективы» и заместителя директора ИФМК по научной деятельности, доктора педагогических наук, профессора И.Э. Ярмакеева «Новые стратегии подготовки педагогических кадров Казанского федерального университета». В работе Круглого стола приняли участие помимо преподавателей института и педагогического коллектива гимназии № 122, учителя-филологи «Школы молодого педагога» Московского района г. Казани, аспиранты и магистранты ИФМК, которые отметили профессиональный научно-методический уровень проведения уроков учителями гимназии № 122 и дали высокую оценку организации семинара.
13 декабря 2013 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Казани кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования ИФМК КФУ был организован научно-методологический семинар «Информационно-коммуникативные технологии обучения в современном образовательном пространстве школы» с участием преподавателей-методистов Института и педагогического коллектива школы. Участники семинара ознакомились с организацией педагогического процесса в условиях функционирования системы «Электронное образование» в школе № 64, активно сотрудничающей с Университетом Иннополис, деятельность которого ориентирована на создание потока высококвалифицированных ИТ специалистов самого широкого профиля. Также на семинаре была представлена панорама методических идей в рамках программы профессионального развития педагогов «Преобразование обучения для ХХI века» (Сингапурской проект), где педагоги продемонстрировали накопленный опыт по освоению технологий кооперативного обучения.
Учиться друг у друга, перенимать инновационный педагогический опыт, использовать его для совершенствования подготовки высококвалифицированных педагогических кадров – таковы основные задачи, которые преследует творческое сотрудничество школ г. Казани и Казанского федерального университета. Ведь новое время выдвигает новые вызовы и тренды, достойно ответить на которые мы сможем только четко координируя свои действия, объединяя свои усилия в нелегком деле модернизации системы отечественного образования.