19 декабря 2013
Мозаика ислама в Советском Союзе

В рамках совместного проекта «Этнографический кружок»  центра культурных исследований постсоциализма ИСИМО и кафедры археологии и этнографии вчера, 18 декабря, состоялась лекция сотрудника Амстердамского университета Альфрида Бустанова «Мозаика ислама в Советском Союзе».

 

О лекторе: Альфрид Кашшафович Бустанов, PhD (Амстердамский университет), выпускник исторического факультета Омского государственного университета. В настоящее время пост-докторант кафедры восточноевропейских исследований Амстердамского университета и куратор татарских рукописей Отдела рукописей и редких книг коллекции КФУ. Автор серии статей и книг по истории ислама в Сибири

Цель лекции – проанализировать разные слои в развитии мусульманских общин в послевоенном Советском Союзе. Представляем вашему вниманию выдержки из лекции ученого:

Об исламе в Советском Союзе

До недавнего времени именно этнографы и чиновники из Совета по делам религий рассматривались как главные эксперты по советскому исламу. Критики советской этнографии заявляют. Что этнографы занимались поиском «доисламских верований» в ежедневной практике мусульман, обычно на селе, а также противостоянии «религиозным пережиткам», распространяемым невежественными муллами. С такой точки зрения ислам либо вовсе не существует, поскольку в реальности он представлен синкретичными верованиями, слегка прикрытым оболочкой исламских догм, либо он ассоциируется лишь с популярным посещением святых мест и подпольным исламским образованием.

Советская пропаганда, отраженная в плакатах, антирелигиозных памфлетах  и карикатурах служила  каналом распространения административного взгляда на ислам в Советском Союзе. Эксперты из партийных организации выстраивали двухцветную картину, решали, что такое ислам, какой ислам допустим в советском обществе, какой ислам хороший, а какой плохой и каково значение религии в прогрессивном обществе трудящихся. Сам дискурс и особенно его язык очень важны, тем, что они живы до сих пор, и влияют на то, как мы сегодня думаем и публично говорим об исламе в России.

Ислам в личных архивах

Попробуем усложнить одностороннюю картину, рисуемую официальными архивами, через знакомство с широким набором источников, сохранившихся в частных руках. Как сами мусульмане вписывали исламскую практику в советские реалии?

Частные архивы открывают нам глаза на то, что происходило по ту сторону баррикад. Мы наблюдаем устойчивое развитие исламской научной традиции, которая не прервалась, а приняла новые формы, связанные с малыми литературными жанрами вроде проповедей и отчетов паломничества. Мусульмане, пережившие репрессии 1920-30 –х. годов, по-разному реагировали на советские религиозные кампании. Одни из них находили разные формы включения в задаваемую систему координат, в которой создавались картинки хорошего и плохого ислама, другие же выбрали стратегию протеста и сопротивления, как через реконструкцию исламского литературного наследия, так через  сочинительство стихов и переписку книг.

 

После лекции слушатели интересовались, почему лектор обратился именно к этой теме, поскольку в  ходе своего выступления он представлял и уникальный исторический материал – фотографии журналов 20-30-х годов. «Да, визуальный ряд изображение ислама в общественно-популярных изданиях, действительно достоин отдельного научного рассмотрения, но меня интересуют модели взаимоотношений мусульманских общин и советского общества», - отметил Альфрид Бустанов.

Кроме того, члены кружка спрашивали, как он проводит свою работу, как этнограф, как удается добывать материалы из семейных архивов и исследовать их. Бустанов порекомендовал активнее пользоваться фондом Отдела редких рукописей и книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ, который содержит богатую информацию  по истории татарского народа и истории ислама в России.

Источник информации: Пресс-центр, фото Инны Басыровой