21 ноября 2013
Обзор блогов: "Журфак казнить нельзя помиловать?"

В воскресенье в Казани состоялось удивительное событие: факультет журналистики КГУ, тот, что сейчас именуется Институтом массовых коммуникаций и социальных наук, решено было спасти, сообщает общественно-политическое издание "Твоя свободная трибуна". Будущее института туманно – возможно, его в прежнем виде скоро не будет. Однако,  пока не принято решение, преподаватели, практикующие журналисты и студенты журфака встретились, чтобы обсудить судьбу института и уровень образования. Назвали встречу-обсуждение обнадеживающе – «Журфак 2.0: перезагрузка».

Как говорится, «И я там был. Мед, пиво пил..», поэтому этот обзор блогов будет отличаться от остальных и состоять не только из высказываний непосредственных участников «разговора» в Твиттере и других соцсетях, но и из их реальных высказываний, записанных на самой встрече.

Блогеры – создания удивительные, ведь свое мнение о том или ином событии они имеют уже за некоторое время до того, как событие произойдет. Хотя ждать и надеяться, что одна встреча с преподавателями, студентами журфака и практикующими журналистами что-то решит – тоже не лучший вариант. 

 

 

Организовать подобную встречу – идея двух казанских журналистов – Александра Шагулина («БИЗНЕС Online») и Александра Левина («Tatcenter.ru»).

  

Все, что произошло в воскресенье на «Журфак 2.0», можно условно разделить на три части: выступления преподавателей журфака, журналистов-практиков и, как выразились сами организаторы, монологи ненависти студентов.

Стоит отметить, что встреча проходила и в зале, и в онлайне – позади выступающих расположили большой экран, на который транслировались все твиты с хештегом #журфак20.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЖУРФАКА

Первое слово получили преподаватели факультета журналистики – те самые люди, которые учат будущих журналистов и учили некоторых из тех, кто теперь сидел за соседним столом.

Поддержать родной вуз пришли Светлана Шайхитдинова, Дмитрий Туманов, Айрат Бикбулатов, Роман Баканов, Резеда Даутова.

Преподаватели сразу приняли оборонительную позицию: не они виноваты в плохом уровне образования, в оторванности теории от практического применения и в том, что выпускников журфака не хотят брать на работу в местные СМИ. 

 

 

Преподаватели не против приглашать на занятия практиков. Заинтересованы и в повышении уровня образования, необходимого для успешной трудовой деятельности. Но всегда есть «но». В данном случае это - зловещий Учебный план. 

 

Решений у преподавательского состава нашлось сразу два. Первое – вне университета создается школа расследовательской журналистики. С оговорками. Попасть в нее могут только 12 человек.  Второе – составлен план, который в корне отличается от существующего. Но и тут неясность - нет уверенности, что его примут. 

Чтобы слова не остались словами, присутствующим зачитали и выдержки из плана: открыть новые медиа, подключить к изучению ВМК, изучать блоги, социальные сети.  

Стоит отметить, что сами преподаватели журфака обескуражены отсутствием мотивации и желания получить профессию у студентов.

- Если ты мотивирован стать журналистом, то ты им станешь. Я спрашивал у студентов, слышал все, что угодно, кроме того, чтобы кто-то пришел сюда, чтобы получить профессию, - с обидой сказал Туманов на встрече.

 

 

Один из преподавателей и вовсе обиделся на студентов, когда те задавали ему вопросы.

 

- Печально слышать, что это мы виноваты, что это мы плохо учим. Мы пытаемся научить студентов. А потом они получают диплом и говорят - я ничему не научился.

Завершил «преподавательский блок» Айрат Бикбулатов:

- Если все это создастся - здорово, но если журфак закроют - ничего не изменится, ничего не произойдет. Здесь речь шла не об университете. Даже биологи становятся хорошими журналистами. Если мы будем полностью уходить в политику и рынок, мы превратимся в плохое. Практику нужно вводить в виде дополнительных вещей, но это не заменяет университетской рефлексии. 

 

ЖУРНАЛИСТЫ-ПРАКТИКИ

Среди журналистов-практиков набралось немало известных в Казани мастеров «пера»– Руслан Серазетдинов, главный редактор «Тatceter.ru», Игорь Севрюгин, корреспондент телеканала «Дождь», Ян Гордеев, главный редактор «Ведомости-Среднее Поволжье», Алексей Сорокин, бывший главный редактор газеты «Filister», Светлана Костина, корреспондент Первого канала, Кирилл Антонов, заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ» в Казани и другие.

Практики рассказывали и о том, как добились своих должностей, и учились ли на журфаке. Особо отмечали: в редакциях дефицит журналистских кадров. Вакантные места есть. В зале в это время находилось не менее 20 начжуров, уткнувшихся в телефоны. 

Журналисты-практики, конечно же, не упустили возможность дать оценку уровню образования на факультете журналистики, покритиковали профессиональные данные юных выпускников этого самого факультета и подняли вопрос о необходимости модернизации.

Первым выступал Руслан Серазетдинов, предлагая полностью поменять форму образования журналистов. 

После него выступал корреспондент телеканала «Дождь» Игорь Севрюгин с рассказом о своей жизни и профессиональных вехах. 

Ян Гордеев же и вовсе признался: при приеме на работу он скорее не возьмет выпускника казанского журфака. Вот и сейчас в команде Гордеева трудится далеко не журналист по образованию. Но его работой Ян доволен.

Выступления журналистов-практиков были  похожи на вечное самолюбование – Гордеев хвалил Сорокина, Серазетдинов хвалил Левина, Сорокин –  Антонова, а все остальные хвалили Шагулина. 

Александр Шагулин, журналист «БИЗНЕС Online» и организатор встречи, взял слово. Он также озвучил: в местных СМИ вакантных мест достаточно, но юные журналисты будто сами на них не хотят. 

- У этих людей узкий кругозор, - отмечает Шагулин. – Когда человек учится на журфаке, он должен заниматься саморазвитием. Я преподавал один год. Эти люди не интересуется тем, что происходит вокруг. Они уже потеряны для профессии.

Поддержал основных спикеров и корреспондент ТНВ, отметивший: последние набранные в штат телекомпании далеко не журналисты - биолог, медик и бухгалтер. Сами же выпускники факультета журналистики вечно сомневаются и не знают, чего они хотят.

 

СТУДЕНТЫ ЖУРФАКА

Студентов на встрече было не так много – человек 20-30. Высказывались мало, но вопросы все же задавали. 

Рефреном на протяжении встречи слышалось возмущенное «на журфаке не учат писать!» Студенты спрашивали. Студенты обвиняли. И сами же студенты отвечали. 

- Тебя никто не должен учить писать на журфаке, если хочешь научиться писать - иди работать в редакцию, тебя там научат, - заявил студент третьего курса. 

Появилось мнение «из зала»: журналист нынче должен быть скучным офисным работником, который не задает лишних вопросов, сидит на стуле и переписывает пресс-релизы.  

Начжуры спрашивали: заинтересованы ли преподаватели давать знания студентам? Выражали озабоченность: дисциплины устаревают. Предлагали: а не обучать ли конвергентности? 

На встрече присутствовал Ленар Файзутдинов, управляющий партнер агентства маркетинговых коммуникаций «Теория Дарвина»,  выпускник журфака. Первое время он постил твиты и пытался подшучивать над собравшимися. Однако и он не выдержал - поднял руку, чтобы выразить свое мнение.  

-  Если вы не начнете сами строить свою жизнь, - обратился Файзутдинов к студентам, -  вы никому никогда не будете нужны, пока сами себя не осознаете. Есть предубеждение, что людей, окончивших журфак, брать не стоит. Есть люди, которые преодолевают негативные моменты, а есть те, кто остаются с этим дипломом. Два года - вот все, что должен представлять журфак. Я вижу, насколько некомпетентны современные журналисты. Чему вас не научили, тому не научились вы. Да и преподаватели, которые не знают, как происходит жизнь, не могут научить жизни.

На протяжении всех двух часов встречи собравшиеся пытались, руководствуясь законами логики и здравого смысла, решить, куда именно нужно поставить запятую в известном предложении. 

Решение все же нашлось. Нет, оно не возникло чудесным образом во время рассуждений и выступлений, присутствующие не голосовали за те или иные решения, на деле все оказалось проще – решение уже было готово. Или так показалось?

Александр Левин представил его всем собравшимся: нужно создать при факультете журналистики лабораторию, в которой будут вместе работать и учиться студенты, практики и преподаватели. 

Что ж, пиар ли это был или решение действительно родилось в процессе общения – загадка. Но, как только Левин озвучил «выход» из сложной ситуации, на экране появился твит Ленара Файзутдинова. Встреча официально завершилась.  

Источник информации: http://triboona.ru/news/id/4083
Комментарии
прохожий 22.11.13, 21:23
вот это я понимаю подача материала!