10 октября 2013
Александр Аузан: "Как из существующих недостатков сделать достоинство?"

Сегодня, 10 октября, в КФУ состоялась открытая лекция и.о. декана экономического факультета МГУ, профессора Александра Аузана на тему «Культура и образование как факторы конкурентоспособности экономики». В онлайн режиме выдающегося российского экономиста смогли послушать и студенты филиалов КФУ из Набережных Челнов и Елабуги.

Лекция состоялась  в рамках сотрудничества Казанского федерального университета с компанией BP Exploration Operating Company Limited.

Традиционно, гостя в историческом зале приветствовал ректор КФУ Ильшат Гафуров.

Воздействие социокультурных факторов на долгосрочную макроэкономическую динамику, характер влияния культуры на экономику, профессиональные сферы конкурентного преимущества выходцев из России, качество высшего образования в России, зачем нужно образование, перспективы развития и миссия университета ‑ эти и другие актуальные вопросы затронул в своей лекции Александр Аузан.

О миссии университетов

«Великая хартия университетов» 1988 года гласит: «Университет, будучи в сердце различно организованных обществ в силу разнообразных географических условий и различий исторического развития, является автономным учреждением, которое критическим образом создает и распространяет культуру через научные исследования и образование. Чтобы адекватно реагировать на нужды современного мира, он должен иметь моральную и интеллектуальную независимость по отношению к любой политической и экономической власти, реализуя свою деятельность в области исследований и образования». Образование сложно оценить, а вот диплом можно рассматривать как сигнал обществу, что его обладатель умен и талантлив. Однако сегодня наблюдается иная тенденция; наличие диплома не всегда свидетельствует о конкурентоспособности выпускника.

 Я бы сказал, что мы имеем очень тяжелую дилемму, связанную с тем, что когда мы начинаем применять университетскую миссию к современному миру, возникает тяжелая развилка между тем, что университеты производят определенную культуру, и тем, что они должны производить из среднего человека высокого специалиста».

О кризисе вузов

«Образование не только общественное благо. Оно обладает еще одним свойством – это доверительное благо, то есть благо, качество которого невозможно установить прямым разговором: даже если вы придумаете экзамен для всех университетов, для всех выпускников бакалавриата, это не дает возможности установить истинный уровень знаний. Это дает возможность создать еще одну настройку на тесты, еще один уровень предварительной подготовки. Качество образования всегда проявляется «потом».

У нас теперь почти все школьники поступают в вуз. О чем это говорит? О том, что в России становится много плохих вузов. Но  в этом есть позитивная сторона. Плохие вузы, на мой взгляд, формируют средний класс. Человек приобретает какие-то поведенческие установки,  общие сведения, которые дали ему в высшем учебном заведении. Это заметно отличает его от школьника-выпускника. Но такие специалисты представляют и серьезную угрозу. Что, если такой специалист пойдет работать по специальности ‑ в медицинское учреждение или экономическую структуру?»

О секрете модернизации

«И здесь нужно понять, кто производит квалифицированных специалистов, а кто нет. Нужно различить два эшелона в российском образовании. Один из способов, между прочим, – это магистратура, но только в тех вузах, которые способны производить высококвалифицированных профессионалов.

Что можно сделать? Секрет модернизации – это вопрос, как вы можете из существующих недостатков сделать достоинство. Прежде всего, обратить внимание  на те профессиональные области, в которых мы конкурентоспособны, ‑ это информационные технологии, математика, физика, химия, биология».


После лекции у слушателей появилась возможность задать свои вопросы. Прощаясь с аудиторией, Александр Аузан признался: «Для меня было честью выступать в Казанском университете!» Ректор Ильшат Гафуров поблагодарил гостя за интересную лекцию и вручил ему памятный подарок.


Преподаватель Елизавета Балашова: «Я считаю, что для студентов было полезно узнать о том положении, которое складывается в образовании, как оцениваются образование и вузы. А если он не будет об этом знать, то не будет подготовлен к дальнейшей жизни».

Далия Ильясова, Института управления и  территориального развития КФУ: «Хотелось бы, чтобы почаще проводились лекции экспертов такого высочайшего уровня. Мне лично было очень интересно узнать мнение Александра Александровича Аузана о происходящем в сфере образования России».

Скачать лекцию Александра Аузана «Культура и образование как факторы конкурентоспособности экономики».


Источник информации: Диана Агапова, фото Инны Басыровой, Пресс-центр