05 октября 2013
Про науку, "скелеты преподавателей" и эффективный менеджмент

В последние годы продолжается депопуляция населения России, сохраняется высокий уровень смертности людей дееспособного возраста. Одной из наиболее распространенных причин смертности в России являются заболевания сердечно-сосудистой системы, в связи с чем актуализируется необходимость  исследований способствующих выявлению факторов подобных рисков.  Инициированное К(П)ФУ исследование предполагает междисциплинарный подход. Одновременно реализуются различные методики сбора и анализа информации, в том числе лабораторно-клинические методы,которые предваряет комплексное социологическое исследование, что позволяет выявить всю совокупность факторов определяющих социальное самочувствие населения г. Казани. Это и даст качественную интерпретацию и оценку происходящих сдвигов в состояния здоровья, поведения в  установках и ориентациях населения.

В рамках данного проекта использованы методики, разработанные ведущими научными исследователями Лондонской школой гигиены и тропической медицины,  и адаптированы к анализу населения России. В сентябре  Казанский университет посетили доктор эпидемиолог Сара Кук и социолог  Кэтрин Кэнан, представители лондонской школы гигиены и   медицины. Англичане представили результаты научного исследования по количественным и качественным методам и взаимосвязи алкоголя и занятости населения в России, которое проводили в городе Ижевске, что стало поводом приехать коллегам-ижевчанам в Казань.

В своем «Livejournal»  Людмила Альбертовна Сабурова, директор института социальных технологий ИжГГУ, рассказывает об этой недавней поездке в Казань.

Давно я не видела в стенах отечественных университетов такого научного энтузиазма, такого блеска в глазах исследователей, такой преданности делу. Конечно, Казанский университет - это университет с сильнейшими научными традициями, заложенными ещё в 19 веке, при самом Лобачевском. Половина светил российской науки либо учились, либо работали. Даже Лев Толстой постигал азы философии именно в университете, прежде чем стал величайшим мыслителем.

Но ведь традиции кто-то должен поддерживать, холить, лелеять, передавать следующим поколениям. Видела я университеты и постарше, и с не меньшим послужным списком. Но в них сегодня - либо уныние и прозябание, либо суета, натужно имитирующая бурную деятельность.

А здесь меня, например, просто потряс Анатомический музей. Замечательная архитектура 19 века (1836, архитектор - М.П.Коринфский, много в Казани построивший в своё время). Надпись на фронтоне гласит: "Это место, где смерть с радостью помогает жизни". Сильно сказано, не правда ли?

Этот музей практически заново родился в последние годы. Вынутые из шкафов, любовно рассортированные, красиво представленные экспонаты (ценнейшие для студентов-медиков и интересные для широкой публики) - гордость Института фундаментальной медицины КФУ. Функцию лекционной аудитории выполняет зал, в котором главные экспонаты - скелеты преподавателей, завещавших свои останки своим же студентам. Вот такая преданность своему делу и такой пример для подрастающей интеллигенции. Особенно почему-то тронуло, что среди завещателей - вот эта красивая женщина... Как-то живо представляю, каким она была прекрасным преподавателем.

И сегодняшние учёные меня поразили такой же преданностью. Казанские коллеги готовы были часами нам рассказывать, показывать то, что удалось восстановить и упорядочить, делиться дерзкими (хочется даже сказать пафосно - "дерзновенными") планами и мечтами.

А ещё нам показывали новый лабораторный корпус, весь буквально напичканный самым современным и дорогущим оборудованием для биомедицинских исследований. А собственно мои коллеги-социологи получают от университета (!) гранты на исследования в таком размере, который может обеспечивать самые высокие международные стандарты качества. И это - при всех тех же проблемах и нагрузках, которые имеем мы все в российских вузах.

(Из разговора с британскими коллегами:

- Сколько часов у вас там, в Лондоне, учебной нагрузки?

- 28

- в месяц?

- в год

- ????...а у нас  - в...неделю!

Но в КФУ, горят глаза... И в КФУ не жалуются на бедность и "развал науки". Поощряется международное сотрудничество. Определены несколько "точек научного роста", в которые инвестируются действительно огромные деньги. И в оборудование, и в специалистов высокого класса. А всё потому, что КФУ хочет войти в топ-100 вузов МИРОВОГО рейтинга. И через каждые пять минут они употребляют слова "наш ректор сделал", "наш ректор вложил", "это - заслуга нашего ректора"... Это - к вопросу о роли личности! И никого зарплата ректора, кстати, не волнует (в отличие от некоторых других вузов). Потому что деньги вкладывают в учёных, а не требуют от учёных, чтобы они сами в свободное от преподавания время как-то искали источники зарабатывания денег для университета (как ни странно, но бывает и так).

Скажете, что понятно: "раз у них там большие федеральные деньги, они могут себе позволить платить людям"...Но ведь важны не деньги сами по себе. Деньги ещё никогда ни у кого не зажигали научную мысль. Люди завещали свои скелеты будущим поколениям студентов тоже не ради денег. Учёному по большому счёту нужны не столько деньги, сколько осознание своей НУЖНОСТИ обществу. Я так думаю, что нынешние протесты академиков РАН - это реакция на страшное унижение, которому подвергает науку власть, предлагающая реформировать эту самую науку, "ломая об колено" самих учёных.

Да, наука в России должна становиться эффективной. Но эффективный менеджмент - это не деление, сокращение и вычитание. Эффективный менеджмент - это инвестиции во всё лучшее (специалистов, оборудование, технологии, контакты). Плюс - способность верить в людей, вдохновлять их, показывать перспективы. И просто - любить их и верить в них. И только тогда всё, что умирает, будет с радостью помогать тому, что будет жить дальше..

Вот такие уроки одной небольшой научной экскурсии к соседям по региону!

Источник информации: Кафедра социологии