13 апреля 2012
В Казани педагоги и медики обсудили проблемы, возникающие в теории и практике медицинской науки

11 апреля в конференц-зале Бизнес-центра ОАО «Казанская ярмарка» состоялась научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы в теории и практике медицинской науки», организованная Центром подготовки научно-педагогических кадров ГБОУ ДПО КГМА Минздравсоцразвития России. Она прошла в рамках 12-й специализированной выставки «Образование. Карьера».

Со словами приветствия к участникам конференции обратился проректор по научной работе Михаил Анатольевич Нюхнин. «В последние годы связи педагогики и психологии с другими науками становятся все шире и прочнее. Особенно ярко это проявляется во взаимоотношениях педагогики и медицины, когда знание является неотъемлемой составной частью в разрешении педагогических ситуаций, возникающих в диаде врач-пациент, и связаны с развитием профессионально-педагогического мышления преподавателей, формированием у них научно-педагогических знаний и умений, необходимых для преподавательской деятельности, так и для повышения общей профессиональной компетентности и педагогической культуры.

Мы сегодня имеем возможность проанализировать вместе с преподавателями их непосредственный опыт, выявить трудности, с которыми они встречаются на работе, показать возможные пути их преодоления», - подчеркнул Михаил Анатольевич в своем выступлении. Он выразил надежду, что конференция поможет преподавателям, аспирантам, соискателям определить собственную позицию в условиях выбора педагогических и психологических концепций, вариантов, подходов, творческих поисков, выработать определенную стратегию деятельности в той или иной педагогической ситуации.

В рамках научного форума с докладом на тему «Концепция Теодора Хеллбрюгге и педагогика Марии Монтессори, как методологическая основа помощи детям с ограниченными возможностями» выступила д.п.н., профессор Центра подготовки научно-педагогических кадров ГБОУ ДПО КГМА Минздравсоцразвития России Фаина Лазаревна Ратнер. Она отметила, что педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей, а также философия обучения в школах и детских садах. Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребёнка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приёмов применительно к данному ребёнку и данной ситуации.

Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего. «Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного», - сказала Фаина Лазаревна.

О социально-педагогическом партнерстве и межкорпоративном взаимодействии рассказала заместитель директора Института непрерывного образования КФУ Ирина Васильевна Терентьева.

Заведующий кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета профессор Владимир Игнатьевич Курашов ознакомил с содержанием дисциплины «История и философия медицины». Он отметил, что имеется много научных монографий, учебников и учебных пособий, относящихся по содержанию к истории и философии медицины. В этом варианте программы и учебного пособия по дисциплине «История и философия медицины» помимо общеизвестных разделов содержатся разделы, которые в известной литературе либо отсутствуют, либо разработаны недостаточно, либо нуждаются в переосмыслении. «Поскольку литературы по истории медицины значительно больше, чем по философским вопросам медицины, то в данной работе акцент делается на философских проблемах медицины, особенно на методологии медицины как наиболее прагматическом разделе философии медицины.

В данном курсе более углубленно излагается общенаучная методология, то есть те познавательные установки, принципы и подходы, которые применимы в любой области науки, поскольку медицина в современном состоянии является областью научного знания, то содержание этого раздела имеет прямое отношение к исследовательским областям, как медико-биологических наук, так и клинической медицины», - подчеркнул Владимир Игнатьевич.

Источник информации: С сайта КГМА