Казанцы в Уппсала
О городе Уппсала я знала лишь то, что в 1978 году там состоялся очередной Всемирный социологический конгресс.
Стажировка в Центре российских и евразийских исследований при университете г.Уппсала (70 км. северо-западнее Стокгольма), Швеция, в феврале 2012 года, была очень насыщенной и разнообразной. Знакомство преподавателей факультета журналистики и социологии проф.С.К.Шайхитдиновой, доц.В.В.Фурсовой, доц.С.А.Ахметовой с ведущими профессорами Стокгольмского и Уппсальского университетов было плодотворным. Доктор Грэг Саймонс, сотрудник Центра, подготовил очень интересную программу: незабываемое впечатление произвели встречи с коллегами из университетов, исследовательских центров, шведского телевидения, этика общения и эстетика окружаюшей среды.
Университет в г. Уппсала – первый в Скандинавии и остается одним из известных в Швеции и в мире. Он основан в 1477 году. На семи факультетах учатся тридцать тысяч студентов из разных стран мира. Уппсала считается студенческим городом: летом, когда студенты разъезжаются на каникулы, в городе становится малолюдно.
Центр российских и евразийских исследований, наоборот, очень молод; ему всего два года. Здесь работает интернациональный коллектив исследователей из разных стран мира: наряду со шведскими учеными лекции читали выходцы из России, Украины, Литвы (Сергей Курбатов, Юлия Градскова, Елена Намли, Вайда Обелене и др.). В России уже реализовываются совместные со шведами исследовательские программы («Бедность в России» на примере Нижегородской области). Ученые из Высшей школы журнализма, медиа и информационных технологий (Содерторн, пригород Стокгольма) разработали проект исследования журналистской культуры в Швеции, Польше и России.
Центр балтийских и восточноевропейских исследований (Стокгольм), помимо прочего, осуществляет подготовку кадров высшей квалификации: выходцы из стран Балтии и Восточной Европы защищают здесь докторские диссертации по истории, философии, социологии, этнологии, психологии. Нам довелось побывать на финальной стадии защиты диссертации Штефана Вертера, посвященной пограничным отношениям Германии и Дании.
Город Уппсала – родина Карла Линнея, создателя классификации растений и животных, первого президента Шведской Академии наук (1739). Глава международной программы по обмену Хелен Карсон (Шведская королевская академия по литературе, истории и античности, Стокгольм) рассказала о деятельности академии, располагающейся в здании, похожем на музей.
От сотрудников Шведского института (Стокгольм) Маркуса Бомана и Камиллы Ристел мы узнали об основных научных направлениях и возможностях финансирования исследовательских и образовательных программ.
Знакомство со шведской системой образования позволило заключить, что в процессе преподавания у нас много общего, но есть и различия. Шведы, как и мы, стараются развить в учащихся интеллектуальные способности, озабочены проблемой плагиаризма (провели специальное исследование для выявления его причин, сделали вывод, что для предотвращения плагиата необходимы прежде всего усилия преподавателей – научить студентов работать самостоятельно – это шведский подход), особое внимание уделяют неуспевающим студентам, а также иностранным учащимся.
«Нужно быть авторитетным, а не авторитарным», «Критика должна быть конструктивной, а не агрессивной», «Нужна особая чувствительность к неуспевающим студентам» - принципы, которыми руководствуются преподаватели шведских университетов.
Для успешной работы созданы все условия: у каждого преподавателя-исследователя есть свой рабочий кабинет с современной техникой. Шведы говорят, что высокую продолжительность жизни им обеспечивают три условия: вода (система очистки самая совершенная в мире), воздух (половина территории страны занята лесами, преимущественно хвойными), обустройство быта (как производственного, так и повседневного).
Шведское социогуманитарное научное и образовательное сообщество ориентировано на сотрудничество с татарстанскими учеными. Готовы ли мы к встречным действиям?
С.А.Ахметова, доцент кафедры социологии КФУ