29 марта в Музее истории Казанского университета состоялось заседание «круглого стола» «Взаимодействие высших учебных заведений и музеев в подготовке музейных специалистов: вопросы развития».
Организаторами встречи выступили Национальный музей РТ и Музей истории КФУ. В работе «круглого стола» приняли участие преподаватели Института истории и Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета, с которыми музейных специалистов связывает плодотворное сотрудничество в течение многих лет.
Мероприятие открыла директор Стелла Писарева. Она рассказала о становлении университетского музея и его настоящем. «Подготовка музейных кадров очень важная тема. Раньше у нас не было музейных практик, все приходилось постигать в ходе работы. Нам есть, что обсудить», – отметила она.
Национальный музей РТ является основной базой для проведения музейной практики для студентов высших учебных заведений. Завершающим этапом такой практики является проектно-деловая игра. Студенты 3 курса Института истории КФУ выступили с презентацией проекта «Этнографический музей под открытым небом «Старотатарская слобода». Ребята распределили роли и рассказали о музее, который они «создали» в одном из старинных районов Казани. Стоит отдать должное, проектанты продумали все до мелочей! В их музее можно было погрузиться в быт татар XIX века: баня по-черному, колодец-журавль, мечеть XIX века… Каждый ответственный игрок, будь то будущий хранитель фондов, архитектор, директор или экскурсовод, знал свою роль назубок и старался со знанием дела рассказать о том направлении, за которое он отвечает. Проект был очень правдоподобным. Жаль, что такого музея еще не существует! Кстати, у музейных работников он тоже получил высокую оценку.
После презентация ребята отправились знакомиться с выставкой, посвященной политическим репрессиям. А специалисты музейного дела в это время в узком кругу обсудили насущные вопросы, стоящие перед организаторами студенческих практик.
По словам старшего научного сотрудника научно-методического отдела музея Галины Нурутдиновой, за период проведения практики с 1996 года накоплен богатейший и во многом уникальный опыт работы: с учетом современных требований разработаны программы и новые формы проведения музейной практики для студентов исторического и филологического факультетов. Она подробнее рассказала об организации проектно-деловой игры по итогам практики. Оказалось, студенты сами выбирают себе темы. Кстати, самый первый проект (еще в 1990-х годах!) был посвящен музею оргтехники. Также были проекты организации музеев НЛО, ведьм, мультипликации или кино, были обращения и к литературным персоналиям, конфессиям и молодежным субкультурам.
Галина Нурутдинова также отметила, что у студентов-историков сейчас нет занятий, посвященных истории музеев, методике и видам музейной деятельности.
В ходе «круглого стола» собравшиеся обсудили теоретические и научно-методические компоненты обучения, способы повышения эффективности музейной практики и активизации интереса студентов к музейной деятельности.