Более двадцати лет прошло с момента распада Советского Союза. С тех пор мы живем в мире “пост-”, который описывают как пост-социалистический, пост-модернистский и пост-колониальный. Изучение мира “пост-“ потребовало от исследователей разработать соответствующие теории и методологии, предложить новые концепции и методы анализа современной реальности. Концепции и возможности их применения к реальности постсоциалистических стран стали предметом обсуждения на занятиях школы.
В качестве преподавателей были приглашены видные зарубежные и отечественные ученые. Профессор Кэтрин Вердери из Городского университета Нью-Йорка, США, рассказала о том, что было сделано в сфере антропологии постсоциализма в последние 20 лет и о новейших тенденциях в изучении бывших социалистических обществ. Профессор Александр Эткинд из Кембриджского университета прочитал лекцию, посвященную одной из версий постколониальных теорий - концепции внутренней колонизации, а также рассказал о международном проекте, посвященном механизмам культурной памяти в постсоциалистических странах. Профессор Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва) Альмира Усманова предложила к обсуждению вопросы о соотношении методологии культурных исследований и марксизма, а также их релеватности постсоциалистическому контексту. В дополнение к методологической части она представила свое исследование о техносциентистских утопиях в советской визуальной культуре. Обсуждение марксизма и неомарксизма было продолжено в лекции профессора ЕГУ Андрея Горных, который, помимо обсуждения методологии, познакомил слушателей школы со своими рассуждениями о новых медиа и их роли в обществе. Профессор Санкт-Петербурского университета Владимир Ильин представил социологический подход к изучению повседневности постсоциалистических обществ, рассмотрев в качестве кейса изменяющиеся представления о гендере. Таким образом, каждый лектор предложил свой взгляд на методологию изучения постсоциалистических обществ, проиллюстрировав его конкретными примерами.
В работе школе приняли участие 19 аспирантов и молодых ученых, которые прошли серьезный конкурсный отбор: на участие в школе было подано более 250 заявок. Такой высокий конкурс дал возможность пригласить самых ярких и талантливых слушателей. География школы охватила несколько стран - Украину, Армению, Швецию, Австралию, Канаду и США. Среди российских городов были участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Самары, Томска и Благовещенска. Казань была представлена тремя молодыми исследователями.
Организуя школу, сотрудники Центра культурных исследований постсоциализма старались уйти от концепции «активного лектора - пассивного студента» и делали упор на интерактивную работу как между студентами и лекторами, так и между участниками школы. В программу школы были включены презентации индивидуальных проектов, чтобы слушатели имели возможность познакомиться друг с другом и получить отзывы коллег и преподавателей. Получить отзывы преподавателей можно было также в формате индивидуальных консультаций. Особое место было уделено групповой работе: участники школы разделились на три группы в соответствии с тематическими интересами Центра и собственными интересами. Каждая группа работала над исследовательским проектом в одной из областей – исследования культурной памяти, города и потребления, имея возможность групповых консультаций с лекторами. В итоге по окончании школы группы представили исследовательские проекты, которые могут быть использованы в дальнейшем в качестве основы для заявок на коллективные гранты.
На мероприятие, организованное Центром культурных исследований постсоциализма, приехали именитые ученые и яркие участники, снова сделав на одну неделю Центр местом актуальных и жарких дискуссий. Преподаватели школы выразили желание развивать дальнейшее сотрудничество, а участники с готовы продолжить работу над представленными исследовательскими проектами. Свою оценку школе они выразили в отзывах, где на вопрос, о том, «что Вам понравилось на летней школе?», они ответили следующее:
Таким образом, проведенное мероприятие стало еще одним шагом к становлению Центра культурных исследований постсоциализма ИСИМО КФУ в качестве площадки для развития академических связей и исследовательских проектов как на уровне уже состоявшихся ученых, так и среди молодого поколения исследователей.
За прекрасные фотографии школы хотелось бы поблагодарить отдельно Рамину Абилову!