28 марта 2012
Elsevier, или Как не изобретать велосипед заново

27 марта в КФУ состоялся семинар-тренинг Elsevier, который провела Галина Якшонок, руководитель партнерских и маркетинговых программ Elsevier S&T в России и Республике Беларусь.

Излишне спрашивать, нужен ли ученым и студентам доступ к зарубежной научной периодике. Разумеется, да. Научное исследование – процесс долгий. Начинается от определения идеи, актуальности и новизны и завершается размещением информации в отечественном или зарубежном журнале. Исследование, о котором умолчали, никому не доступно, вот почему важно как можно раньше заявить о себе на весь мир. На семинаре, прошедшем в КФУ, говорили также о том, какие возможности предоставляются ученым, когда они пользуются мировыми электронными ресурсами, в частности, продуктами компании Elsevier.

Для справки. Elsevier – один из крупнейших издательских домов мира, который ежегодно выпускает около четверти всех статей из издаваемых в мире научных журналов. Своим названием обязан старинному издательскому дому Эльзевиров. Выпускает более 2000 научных журналов и представляет доступ к 10 миллионам с лишним научных статей на своём электронном Интернет-портале ScienceDirect.

Elsevier обслуживает научными данными около 4500 организаций из 180 стран мира. Подписчиками продуктов компании Elsevier являются научно-исследовательские центры по всему миру (университеты, библиотеки, министерства и ведомства), а также частные корпорации. Более 30 миллионов ученых и студентов, специалистов всех отраслей получают доступ к информации издательства.

Начиная с 1990 года платформа ScienceDirect, онлайновая база данных издательства, стала важным информационным ресурсом всего международного научно-исследовательского сообщества. Инвестиции Elsevier в распространение научной информации в электронной форме повысили эффективность доступа к информации, предоставив учёным больше времени для проведения непосредственно исследовательских работ и внедрения их результатов. Эмпирически установлено, что после получения исследователями доступа к ресурсам платформы ScienceDirect их производительность – измеряемая числом публикуемых научных статей и количеством цитирований – значительно повышается. Этот факт подтверждается по статистике во многих странах мира.

На основе ScienceDirect в 2002 году была создана база данных Scopus. В России издательство Elsevier работает с 2003 года, с 2005 года действует российская компания ООО «Рид Элсивер», насчитывающая около 50 сотрудников.

Александр Елизаров, заместитель директора по науке Института математики и механики имени Н.И.Лобачевского, рассказал, что Казанский университет ведет подписку на электронные ресурсы с 2004 года, вот уже более восьми лет подряд. Коллекция состоит из двадцати двух секций, никто в Казани не подписывает столько. Он отметил, что публикуемость и цитируемость научных работ на мировом уровне определяет Индекс Хирша: чем выше этот индекс, тем, соответственно, выше ценится место университета в мировом научном сообществе.

«Публикуемость, а отсюда и цитируемость, имеют прямую зависимость от потребления информации», подтвердила и Галина Якшонок. Чем больше ученые потребляют информацию, чем больше анализируют, тем больше КПД выхода.

Публикационная активность и цитируемость очень нужны университету для поднятия его рейтинга. Поэтому информация о двух ресурсах Elsiever была выслушана с огромным вниманием. На семинаре говорили и о полнотекстовой базе данных ScienceDirect, и реферативном источнике – базе данных Scopus. Подробные рекомендации по эффективному использованию электронных ресурсов были восприняты аудиторией с благодарностью.

«Я узнала, как опубликоваться в интересующем меня журнале. Раньше я печаталась в русских журналах, и меня переводили. Теперь я могу непосредственно публиковаться в Elsiever. Это очень актуально и интересно», считает Ольга Захарова, магистранка Института математики и механики КФУ.

Казанский университет усиленно вкладывает средства в подписку на важные информационные ресурсы. Так, в 2012 году КФУ вложил на это средства в размере более восемнадцати миллионов рублей. Сейчас у ученых и студентов университета есть доступ к тринадцати ресурсам: это более пятидесяти тысяч периодических изданий и более сорока тысяч книг. Годовая подписка на Elsiever обошлась в восемь миллионов с лишним рублей. Но это того стоит, отметили на семинаре.

Добавим, что воспользоваться электронными подписками КФУ может любой сотрудник университета. Это важно – сверять свои действия с мировым научным сообществом, чтобы не изобретать велосипед заново.





Источник информации: Ляйсан Галева, фото Дианы Поваровой