26 марта 2012
Вечер романсов в ИФИ

22 марта в концертном зале отделения искусств ИФИ в рамках музыкально-образовательного лектория состоялся сольный концерт певицы Юлии Зиганшиной. Известная в Казани исполнительница романсов - лауреат международного конкурса «Романсиада», международного фестиваля бардовской песни им. Грушина, хозяйка салона «Казанский романс».

В этот раз Юлия представила программу из романсов ХХ века. Многие из них были овеяны символикой декаданса c характерными образами тенистой аллеи, сада, опадающих лепестков, мотивами прощания и расставания. Музыка погружала слушателей в воспоминания: об ушедшей эпохе, о выдающихся композиторах и исполнителях прошлого, о былом.

В концерте прозвучали романсы Михаила Толстого (сына знаменитого русского писателя Льва Толстого), Николая Бродского, Бориса Фомина, Бориса Прозоровского. Эти произведения находились под негласным запретом в советское время, а их авторы испытали на себе все тяготы борьбы с романсом как жанром в нашей стране (так, Прозоровский в 1937 году был расстрелян).

Отдельную страницу составили произведения из репертуара Клавдии Шульженко. Как и знаменитая исполнительница «Синенького платочка», Юлия Зиганшина в полной мере владеет искусством драматического перевоплощения, превращая исполнение каждой песни в настоящий спектакль. Выверенность интонации, точность жестов, ювелирная «отшлифовка» каждого слова позволяют ей «проживать» на сцене истории героев произведений.

Лирико-психологической кульминацией концерта стали романсы «Ты меня пожалей» А. Пахмутовой и «Если ты уйдешь» Р. Яхина, драматизм которых был оттенен шуточными песнями «Телеграммы», «Точно». Удачно «вписались» в программу и ироничные стилизации мещанского романса, сочиненные в 70-е годы ХХ века («На лепестках», «Женихи»).

Партию фортепиано блестяще исполнила народная артистка, заслуженный деятель искусств Татарстана Маргарита Коварская. Виртуозность игры сочеталась с поэтичностью и проникновенностью исполнения, умением тонко чувствовать партнера. Ведущая концерта Лилия Сафиуллина емко и содержательно комментировала исполняемые произведения, сумев создать непринужденную атмосферу творческого диалога со слушателями.