15 ноября 2024
Формирование полилингвальной личности в дошкольном образовательном пространстве Республики Татарстан

В современном отечественном образовании значительная роль отводится формированию полилингвальной личности. Данный вопрос активно обсуждается в национальных республиках Российской Федерации, что свидетельствует о его актуальности Под поликультурным и полилингвальным подходом нами понимается интеграция в образовательный процесс многообразия языков и культур, обеспечивающая формирование у  воспитанников  национальной идентичности, толерантности, потребности к изучению иноязычных культур, освоению опыта межкультурных коммуникаций средствами разных языков.

Учитывая данные запросы современного отечественного образования, во многих дошкольных учреждениях Татарстана реализуется множество  проектов  по формированию  полилингвальной личности.

Так, в МБДОУ Детский сад №40 «Созвездие» комбинированного вида Елабужского муниципального района 25 октября успешно прошёл  региональный семинар - практикум «Игра как средство билингвального и  полилингвального образования детей дошкольного возраста». Научно- методическое обеспечение данного семинара-практикума осуществляет   Елабужский институт КФУ, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования.

Цель данного семинара - повышение профессиональной компетенции педагога в области организации обучения детей дошкольного возраста   русскому, татарскому, английским языкам. В семинаре участвовало более 60   педагогов из Закамского региона (г. Нижнекамск, г. Лениногорск, г. Мамадыш, г. Набережные Челны, г.Альметьевска).

Семинар состоял из практической и теоретической части. Практическая часть  была представлена яркими, значимыми образовательными контентами: фрагментами образовательной деятельности по английскому языку  «Rainbow colours» воспитателем МБДОУ «Детски сад №40 «Созвездие»    Родиной В.М., демонстрацией игровых ситуаций УМК по татарскому языку  воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ «Детски сад №40 «Созвездие» Шаиховой О.В., демонстраций игр с этнорегиональным компонентом в дошкольном образовании учителем - логопедом высшей квалификационной категории Кедровой М.М., воспитателем высшей квалификационной категории  Набоких Е.В.   

Особо надо отметить, что теоретическая часть была представлена не только описанием мастер-классов по полилингвальному и билингвальному образованию, но и презентаций методических пособий по данной проблематике воспитателей высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №28 «Лесная сказка» Савельевой Л.В., Гусевой  И.И. Митрофановой  К.С.

Оригинальная тематика мастер -классов «НЕлото – как средство  полилингвального образования детей дошкольного возраста» Сафиуллиной  Р.Г., Ефремовой Е.М., воспитателей МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №98 «Планета детства» (г Набережные Челны) вызвала большой интерес у участников семинара. Они отметили актуальность и творческую направленность данного  образовательного ресурса. 

В целом, данный семинар - практикум является ярким примером    творческого многоаспектного решения проблемы реализации формирования полилингвальной личности в дошкольном образовательном пространстве  республики Татарстан!

Источник информации: Газизова Ф.С., Галич Т.Н., доценты кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Фото: Газизова Ф.С., Галич Т.Н.