03 ноября 2024
Формирование полилингвальной личности в дошкольном образовательном пространстве Республики Татарстан

В современном отечественном образовании значительная роль отводится формированию полилингвальной личности. Данный вопрос активно обсуждается в национальных республиках Российской Федерации, что свидетельствует о его актуальности.

Под поликультурным и полилингвальным подходом понимается интеграция в образовательный процесс многообразия языков и культур, обеспечивающая формирование у  воспитанников  национальной идентичности, толерантности, потребности к изучению иноязычных культур, освоению опыта межкультурных коммуникаций средствами разных языков.

Учитывая данные запросы современного отечественного образования, во многих дошкольных учреждениях Татарстана реализуется множество  проектов  по формированию  полилингвальной личности.

Так, в детском саду №40 «Созвездие» комбинированного вида Елабужского муниципального района 25 октября успешно прошёл  региональный семинар − практикум «Игра как средство билингвального и  полилингвального образования детей дошкольного возраста». Научно методическое обеспечение данного семинара-практикума осуществляет   Елабужский институт КФУ, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования.

Цель данного семинара − повышение профессиональной компетенции педагога в области организации обучения детей дошкольного возраста   русскому, татарскому, английскому языкам. В семинаре участвовало более 60   педагогов из Закамского региона (Нижнекамск, Лениногорск, Мамадыш, Набережные Челны, Альметьевск).

Семинар состоял из практической и теоретической части. Практическая часть  была представлена ярким, значимым образовательным контентом: фрагменты образовательной деятельности по английскому языку  «Rainbow colours» (воспитатель МБДОУ «Детски сад №40 «Созвездие» В.М.Родина), демонстрация игровых ситуаций УМК по татарскому языку (воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детски сад №40 «Созвездие» О.В.Шаихова), демонстрация игр с этнорегиональным компонентом в дошкольном образовании (учитель - логопед высшей квалификационной категории М.М.Кедрова, воспитатель высшей квалификационной категории  Е.В.Набоких).

Особо надо отметить, что теоретическая часть была представлена не только описанием мастер-классов по полилингвальному и билингвальному образованию, но и презентацией методических пособий по данной проблематике воспитателей высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №28 «Лесная сказка» Л.В.Савельевой, И.И.Гусевой,  К.С. Митрофановой. 

Оригинальная тематика мастер-классов «НЕлото – как средство  полилингвального образования детей дошкольного возраста» Р.Г.Сафиуллиной, Е.М.Ефремовой, воспитателей МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №98 «Планета детства» (г. Набережные Челны) вызвала большой интерес у участников семинара. Они отметили актуальность и творческую направленность данного  образовательного ресурса. 

В целом, данный семинар - практикум является ярким примером    творческого многоаспектного решения проблемы реализации формирования полилингвальной личности в дошкольном образовательном пространстве  республики Татарстан!

Источник информации: Ф.С.Газизова, Т.Н.Галич, доценты кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Фото: Ф.С.Газизова.