21 октября 2024
"Как готовить журналистов будущего?"

На пленарном заседании «Медиаобразование: региональные практики и универсальные подходы», представляя опыт КФУ и.о. декана ВШЖМК Ю.В. Андреева говорила о сложностях выстраивания четкой траектории целеполагания в ситуации турбулентной информационной среды. «Вызовы и кризисы как глобального, так регионального характера формируют риски, закрывают «коридоры» привычных направлений развития медиашкол. Это стремительное развитие искусственного интеллекта, перераспределение рынка труда, разрыв поколений, трансформацию гуманистических ценностей, изменение парадигмы медиаполя».

«Казанский университет вот уже 62 года остается ключевым центром подготовки журналистских кадров для Татарстана и частично Приволжского региона. Сегодня здесь готовят специалистов по 4 направлениям: журналистика, телевидение, медиакоммуникации, реклама и связь с общественностью. По каждому направлению разработаны усилиями школы и открыты магистерские программы, отвечающие актуальным вызовам и трендам.  «Современная международная журналистика в глобальном цифровом пространстве»,  «Криминальная тематика в креативных  индустриях» (Телевидение),  «Геобрендинг» (Реклама и СО),   «Медиакоммуникации в молодежной среде» (Медиакоммуникации), Новые медиа (Журналистика). В ВЖШМК учатся на данный момент 2113 человек».

 «В сентябре 2024 был проведен опрос среди 300 студентов, по удовлетворенности организации учебного процесса, практикой и результатам трудоустройства. Общий анализ показал, что наши выпускники востребованы в современных медиа, но в редакции именно как журналисты идет не больше трети выпускников разных направлений. Работая с практиками, со звездами медийных площадок мы будем создавать профиль журналиста будущего. Нам видится, что это человек умеющий профессионально работать с информационными потоками – эксперт, информационный аналитик,  специалист в продакшн, в создании и продвижении креативных проектах с применением IT технологий. В ВШЖиМК созданы рабочие группы и поданы заявки на научные гранты, заявки на мероприятия и просветительские проекты, которые помогут открыть студентам двери в профессиональный медиа мир» - резюмировала Ю.В. Андреева.

 На секции «Медиаобразование в высшей школе» доцент кафедры национальных и глобальных медиа ВЖШМК М.В. Симкачева представила опыт создания и ведения учебных медиапроектов в рамках базового курса «Прикладное медиапроектирование», рассказала о проектном подходе в медиаобразовании, который заключается в организации и ведении учебных студенческих проектов, выпускающихся в электронном и печатном форматах и реализующихся на разных медиаплатформах Интернета.

Творческие проекты включают полный творческо-технологический цикл производственной деятельности и имитируют работу редакций медиа.

На кафедре национальных и глобальных медиа ВШЖМК успешно реализуется более 30-ти уникальных медиапроектов, созданных обучающимися. Функционирует Лаборатория студенческой журналистики «Казанская стужурка» (https://ctyzyrka.ru/). Студенческие медиапроекты – это, своего рода, трамплин в профессию.

На конференции медиапедагоги из вузов России представили опыт формирования медиакомпетентности и разные медиаобразовательные практики, направленные на формирование медиаграмотности и медиакультуры обучающихся, осознанного медиапотребления.

В дискуссиях были обозначены ключевые моменты и проблемы, на которые необходимо обратить внимание при подготовке медиаспециалистов – тех, кто будет формировать информационное поле в ближайшее время. Конференция медиапедагогов – это еще и площадка для обмена опытом и медиаобразовательными инструментами, что, на наш взгляд особенно актуально в современных реалиях.

Источник информации: Текст: Ю.В. Андреева, и.о. декана ВШЖиМ М.В. Симкачева, доцент кафедры национальных и глобальных медиа ВШЖиМ,фото:Мария Аникина