20 сентября 2024
Как избежать профессиональной деформации при работе со сложными случаями

Как избежать профессиональной деформации при работе со сложными случаями

 

19 сентября 2024 года со студентами е3413 группы состоялся кураторский час на тему «Как избежать профдеформации при работе со сложными случаями». Следует отметить, что данная тема кураторского часа была предложена самими студентами при планировании работы с группой на учебный год.

Данная тема актуальна для студентов, так как с первого курса во время практик они взаимодействуют с обучающимися и другими участниками образовательного процесса. Студенты могут быть подвержены профессиональным деформациям в процессе освоения образовательной программы.

Профессиональная деформация — это измененное восприятие и поведение человека, связанное с его профессиональной деятельностью. У студентов-психологов, которые находятся на этапе формирования своей профессиональной идентичности, могут возникать следующие виды профессиональной деформации: эмпатическая перегрузка, субъективизация результата, пониженная самооценка, страх перед неудачами, профессиональное выгорание, сравнение себя с другими.

Рассмотрим каждый из видов профессиональной деформации и способы ее преодоления:

  1. Эмпатическая перегрузка.

Эмпатическая перегрузка – это состояние, когда человек испытывает сильное эмоциональное напряжение из-за постоянного сопереживания другим. Чтобы избежать этого состояния, можно воспользоваться следующими стратегиями:

- установление границ: для сохранения эмоционального баланса: необходимо понимать, в каких ситуациях вы можете помочь, а в каких вам лучше ограничить взаимодействие с клиентом;

- перерывы: в  общении необходимы паузы, особенно с теми клиентами, которые вызывают у вас сильные эмоции;

- практиковать осознанность: занятия медитацией, дыхательными техниками помогают лучше понять свои эмоции и научиться разделять свои эмоции и эмоции клиента;

- физическая активность: регулярные физические упражнения помогают снижать уровень стресса и улучшать общее эмоциональное состояние;

- обсуждение своих чувств: общайтесь с однокурсниками, друзьями, преподавателями о своих переживаниях, это поможет вам лучше осознать свои эмоции и снизить их интенсивность;

- снижение уровня стресса: прогулки на свежем воздухе, массаж, теплый душ или любые другие расслабляющие практики помогут снять лишнее напряжение;

- понимание своих возможностей: не все проблемы мы можем решить и это нормально;

- сосредоточьтесь на позитивном: находите время для благодарности и размышления о положительных моментах, чтобы сбалансировать негативные эмоции;

- обучайтесь навыкам эмоциональной регуляции;

- пользуйтесь профессиональной помощью: рассмотрите возможность стать клиентом, у каждого психолога – свой психолог или психотерапевт.

2. Субъективизация результата.

Это когда успехи и неудачи воспринимаются через призму личной ценности, что может приводить к ряду негативных последствий: понижение самооценки, страх перед неудачами, профессиональное выгорание, сравнение с другими,

Предотвратить субъективизацию результата можно несколькими способами:

- переосмыслите успехи и неудачи: важно рассматривать успехи и неудачи как естественную часть обучения и роста. Можно использовать аутентичные примеры известных людей, которые не раз терпели неудачи, прежде чем добились успеха;

- сместите фокус на процесс, а не на результат: вместо того, чтобы сосредоточиваться исключительно на конечном результате, стоит акцентировать внимание на процессе, усилиях и навыках, которые вы развиваете;

- установите реалистичные цели: они должны быть конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные во времени, это способствует более объективной оценке ваших достижений;

- используйте практику самосострадания: будьте добры к себе в трудные моменты, признавайте свои чувства, но не позволяйте им определять вашу ценность;

- ведите журнал успехов: записывайте свои достижения и положительные моменты, это поможет вам видеть прогресс и укрепит самооценку;

- сравнивайте себя только с собой: свои текущие достижения с тем, что вы делали ранее, а не с успехами других. Это поможет избежать чувства неполноценности;

- общайтесь с друзьями: обсуждение своих переживаний и эмоций с другими может помочь снять напряжение и получить поддержку;

- развивайтесь в своей области, это увеличит уверенность в себе и поможет снизить страх перед неудачами;

- сосредоточьтесь на настоящем моменте, это поможет уменьшить уровень тревожности и стресса;

- ищите конструктивную обратную связь от педагогов и сокурсников, чтобы понять, где вы можете улучшиться без излишней самооценки свои позиции.

  1. Пониженная самооценка.

 Студенты могут начать сомневаться в своих способностях и потенциале. В результате даже небольшие ошибки могут восприниматься как свидетельство некомпетентности. Поэтому необходимо развивать адекватную самооценку в деятельности.

  1. Страх перед неудачами.

Это может привести к избеганию новых вызовов или задач, что ограничивает возможности для развития и обучения. Сосредоточьтесь на том, что вы действительно хотите.

  1. Профессиональное выгорание.

Постоянное стремление к идеалу и страх не оправдать собственные или чужие ожидания могут привести к физическому и эмоциональному истощению. Помните, идеал это то, к чему стремятся, но не достигают.

  1. Сравнение с другими.

Студенты могут начать сравнивать себя с сокурсниками, что только усиливает чувство неполноценности, если они чувствуют, что отстают. Каждый человек уникален, вы не исключение, у вас своя линия и вектор развития!

 

Источник информации: старший преподаватель кафедры психологии, куратор е3413 группы Наталья Гайфуллина

Фото: Наталья Гайфуллина

Источник информации: Наталья Гайфуллина Фото: Наталья Гайфуллина