30 мая 2024
"Книжное и библиотечное дело на советских плакатах"

«Библиотеки важнее всего в культуре … Пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет прошлое и будущее».

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В читальном зале № 2 Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского состоялся обзор выставки плакатов «Книжное и библиотечное дело на советских плакатах», который провела зам. директора библиотеки Э.И. Амерханова.

Плакаты советского периода сгруппированы в экспозиции по темам.

Книгоиздательский плакат «Книжный базар», с которого начинается экспозиция, на самом деле был рекламным, однако, выполнял и важные просветительские функции: способствовал эстетическому развитию, позволял знакомить широкую аудиторию с миром книг и журналов, а также демонстрировал историческое здание библиотеки Московского государственного университета.

В советскую эпоху книжное дело на плакатах освещалось очень ярко. Просвещение и образование, как и другие аспекты культурной жизни того времени, были не просто средством воспитания и образования, но и идеологическим инструментом. Главной целью плакатов была популяризация чтения, пропаганда ценности образования, введению всеобщего образования в сельской местности и национальных республиках.

Следующая часть плакатов посвящена роли библиотек в советском обществе. Плакаты иллюстрируют важность библиотек как места образования, культуры и просвещения. В центре внимания также стоит развитие библиотечной сети и доступность книжных фондов для всех слоев общества.

Серия плакатов посвящена теме «ликвидации безграмотности». Они призваны привлечь внимание как детей, так и взрослых к чтению и освоению грамоты. Изображения людей с книгами на плакатах делают их более понятными и убедительными, особенно на начальных этапах приобщения широких масс к культуре чтения: «Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить», «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь», «Чтоб достойной сменой стать, надо больше книг читать» и т.д.

Большое число плакатов было выпущено в качестве рекламы различных периодических изданий, знакомство с газетами и журналами «Жизнь глухонемых», «Техника молодежи», «Пионер» и многими другими происходило и в библиотеках, и на почтамтах, и в парках, где размещались эти плакаты.

Источник информации: Мамакова Т.В.