25 апреля 2024
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА "СИМВОЛИКА ЦВЕТА И МУДРОСТЬ НАРОДА В КУЛЬТУРЕ КИТАЯ"

С давних времен китайцы в своих верованиях и учениях придерживались теории Пяти элементов, основанных на теории Инь и Янь, включающих в себя воду, огонь, дерево, металл и землю, каждый из которых ассоциируется с определенным цветом.

На выставке представлены книги, альбомы, в которых показаны различные аспекты китайской культуры, обычаи и традиции. Здесь можно узнать о том, какие оттенки цветов считаются благоприятными или неблагоприятными в китайской культуре, какие символы связаны с каждым цветом и как они используются в различных сферах китайской жизни.

Культура Китая развивалась под воздействием философско-религиозных взглядов. Она тесно связана с многочисленными мифами. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики.

С древних времен китайцы искали скрытые глубинные смыслы буквально во всем. Отголоски этих поисков звучат и в современной культуре материкового Китая, как и много веков назад придающей большое значение символизму.

Сад камней: Мудрость Китая и Японии / Пер. с кит. И.Э. Циперович; Пер. с яп. А.М. Кабанова; Сост. И.В. Суслова .— СПб. : Паритет, 2001 .— 318с.: ил. — Указ. имен: с.312-315 .

В книгу вошли китайские и японские пословицы, являющиеся неотъемлемой частью культуры этих народов, а также лаконичные изречения в жанре цзацзуань («заметки о разном»).

В различных слоях китайского общества до сих пор живут некоторые малоизвестные культурные предрассудки о цвете, которые время от времени напоминают о себе совсем некстати…, например:

"Если вы носите зеленую шляпу, значит жена вам изменяет!"

А еще...

"Черная рамка вокруг фотографии означает, что человек на фото умер."

Или:

"Белая подарочная упаковка намекает на скорую кончину."

Цветовой символизм играл большую роль в древнем Китае. Известно, что вплоть до династии Юань по цвету одежды можно было судить о социальном положении человека и его месте в иерархии.

Так, ношение желтой одежды кем-либо, кроме императора, воспринималось как покушение на власть и каралось смертной казнью. Хотя на Руси также с давних времен существовали представления об уместности и неуместности использования определенных цветов в одежде, власть не закрепляла за собой единоличное право использования определенного цвета, как в Китае. Это показывает значимость символизма в Китае как культурного явления, с давних пор охватывавшего все сферы жизни людей. Очевидно, что в Китае цвета имеют более выраженное символическое значение, часто отличное от привычного европейцу.

Во многом отношение китайцев к цвету определяет «теория пяти элементов», которая делит картину мира на пять составляющих. Согласно этой теории, все явления окружающего мира соотносятся со свойствами Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды. Эта система классификации связывает воедино все, что окружает человека в его жизни, в том числе и цвета. На основе теории «пяти элементов» китайцы и выделяют пять цветов, которые влияют друг на друга, повинуясь законам взаимопорождения и взаимопреодоления: белый 白, черный 黑, красный 红, сине-зеленый 青 и желтый 黄. Эти пять цветов традиционно считаются самыми благородными, «беспримесными».

С течением времени традиционная китайская цветовая символика претерпевает изменения. Это объясняется значительным влиянием на Китай западных ценностей и культуры.

Еще больше об особенностях культуры Китая вы узнаете из книг:

Китай династии Хань : быт, религия, культура / М. Леве ; [пер. с англ. С. Федорова] .— Москва : Центрполиграф, 2005 .— 222,[2] с.,[4] л. ил. : ил. ; 21 .— Загл. и авт. ориг.: Everyday Life in Early Imperial China / Michael Loewe .

Английский ученый-китаист, один из крупнейших специалистов по эпохе Хань, автор ряда фундаментальных трудов, Майкл Лёве в яркой и доступной форме рассказывает об истории, правителях, политике, экономике, традициях, быте, архитектуре, искусстве и религии Древнего Китая династии Хань.

Фицджеральд, С.П. Китай. Краткая история культуры / С.П. Фицджеральд; научн.ред. Е.А. Торчинов; пер.с англ. Р.В. Котенко .— СПб. : Изд-во "Евразия", 1998 .— 456 с. : ил. — (Серия "Пилигрим")

Книга профессора С.П. Фицджеральда «Китай. Краткая история культуры» серии «Пилигрим» - это глубокий и обширный очерк истории от неолита до конца XIX века, в котором достойное внимание уделено духовной культуре, искусству и литературе традиционного Китая. Автор рассказывает о правлении императорских династий, войнах, составлении летописей, возникновении иероглифов, общественном устройстве этой великой и загадочной страны. Эта книга чрезвычайно полезна для современного читателя, начинающего свое знакомство с великой и древней культурой Китая.

Ло Гуаньчжун. Троецарствие: роман: ил. кит. художников из ксилографа / Ло Гуаньчжун; пер. с кит.В. А. Панасюка.— Москва: Художественная литература, 1984 .— 791 с. : ил.

Роман «Троецарствие», написанный в XIV веке, создан на основе летописи и народных сказаний, повествующих о событиях III века, когда Китай распался на три царства, которые вели между собой непрерывные войны. Междоусобные войны продолжались вплоть до объединения царств династией Цзинь в 280 году. Главные герои романа — богатыри, борцы за справедливость, — до сих пор популярны и любимы не только в Китае, но и в других странах Дальнего Востока. Большинство персонажей романа имели реальные исторические прототипы, но сегодня в описании автором их личных качеств, внешности и фактов биографии порой нелегко отделить факты от вымысла. Иностранцы, которые пытаются понять китайскую культуру и изучить историю Китая, нередко обращаются именно к этому роману, наряду с классическим «Пятикнижием». Это также — один из первых китайских романов, переведённых в Европе.

Мицикова Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение [Электронный ресурс] / Мицикова. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Акад. Наук, 1840. - 453 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/356138 (дата обращения: 28.02.2024)
 

Издание о нравах, обычаях и образовании в Китае, хоть и кратко, но дает верное и ясное представление о гражданском образовании этого государства в этот временной период.. Первые католические миссионеры, прибывшие в Китай, отлично описали естественное и гражданское состояние этого государства, но многие из них лишь поверхностно касались этой темы.

Собольников, В. В. Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев : монография / В.В. Собольников. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2024. — 160 с. — (Научная книга). - ISBN 978-5-9558-0561-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2116872 (дата обращения: 28.02.2024). – Режим доступа: по подписке.

Монография посвящена одной из актуальных проблем этнопсихологии — менталитету, ментальности и национальным особенностям китайцев. На материалах теоретического анализа и эмпирических исследований анализируются этнопсихологические феномены в контексте китайской ментальности, изучаются механизмы их функционирования. Особое внимание уделено исследованию этнического самосознания и ценностных ориентаций китайцев, а также особенностей их реального поведения. Предпринята попытка прогноза вероятностной трансформации менталитета и этнопсихологических особенностей китайцев. В работе дан обширный справочный материал по современному Китаю.

Красавицы: антология современной китайской драмы / сост., отв. ред. Д.И. Маяцкий. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2022. - 448 с. - ISBN 978-5-288-06228-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1907102 (дата обращения: 28.02.2024). – Режим доступа: по подписке

В сборник вошли шесть ранее не переводившихся на русский язык творений выдающихся современных драматургов Китая — Тянь Ханя, Го Шисина, Го Цихуна, Хэ Цзипин, Цзоу Цзинчжи и Лю Хэна. В пьесах рассказывается о жизни и борьбе китайцев в оккупированном во время Второй мировой войны Шанхае («Красавицы»), о жизненных перипетиях прославленного поэта VIII века Ли Бо («Ли Бо»), об обычаях и нравах жителей современного Пекина («Птичники», «Первый терем в Поднебесной»), проблемах китайского общества в поворотную эпоху начала XX века («Пампушечный двор»), любви и вероломстве («Я люблю цветы персика»). Эти произведения позволяют проследить процесс эволюции китайской драмы с середины XX по начало XXI века.