20 ноября 2023
Улица корчится безъязыкая …

Несколько дней назад на т/к Татарстан-24 завязался «Актуальный разговор» между маркетологом Дарьей Бурковой и филологом Тимуром Галеевым о соблюдении норм литературного языка и ограничении использования заимствованных слов в публичном пространстве, в частности, на вывесках предприятий сферы услуг, в названиях ЖК, ТЦ и т.п. С гостями беседовал ведущий Анатолий Никитин.

По словам авторов законодательной инициативы (http://duma.gov.ru/news/56410), бизнес слишком агрессивно использует иностранные слова с целью привлечения покупателей. Чтобы усилить контроль за нормами современного русского литературного языка, из публичной сферы выведут нецензурную брань, а также иностранные слова, если у них есть общеупотребительные аналоги в русском языке.

Собеседники обсудили степень востребованности заимствований в рекламе, оказываемое на потребителя влияние англицизмов, уместность их синонимической замены. Современное положение дел пришлось сопоставить с неизящно вестернизированной письменной речью XVIII в.

Гости студии пришли к выводу о том, что неудачная транслитерация и сочетание разных алфавитов в названиях затрудняют скоростное чтение того или иного эмпоронима. Слово «NEFT» в названии бензоколонки, написанное латиницей, равно как и несуществующее в русском языке слово «ОИЛ», написанное кириллицей, одинаково усложняют восприятие и рассеивают внимание условного водителя. Неощутимо, но стабильно мыслительная система перегружается, накапливается усталость от постоянного переключения между языками и алфавитами.

С надеждой на улучшение языкового облика современного города вместе с повышением качества жизни его жителей продолжим следить за ситуацией.

 

Источник информации: кафедра русского языка как иностранного Института филологии и межкультурной коммуникации.

Запись передачи: https://www.youtube.com/watch?v=qTbSfvKn-0k