01 ноября 2023
Круглый стол "Социальная и гражданская активность детей и молодежи в условиях цифровизации"

27 октября состоялся круглый стол «Социальная и гражданская активность детей и молодежи в условиях цифровизации», организованный кафедрой общей и этнической социологии ИСФН КФУ совместно с Региональным отделением Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» Республики Татарстан. Дискуссия состоялась в рамках Международного конгресса социально-политических исследователей тюркского мира, который прошел в Казанском федеральном университете 26-27 октября. В обсуждении вопросов активизма подростков и молодежи приняли участие эксперты-практики и ведущие исследователи из КФУ и НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга, а также студенты, специализирующиеся на организации работы с молодежью и социологии.

Сотрудничество с «Движением Первых» проходит в рамках реализации проектов по исследованию цифровой социализации и цифровой компетентности молодежи (проект № FZSM-2023-0022 «Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии» в рамках государственного задания) и гражданского активизма молодежи (Программа стратегического академического лидерства («Приоритет-2030»).

Заместитель председателя Совета регионального отделения «Движение первых» РТ Лейсэн Засыпкина рассказала об основной задаче движения – о вовлечении детей и подростков в коллективную творческую деятельность, о предоставлении возможностей для реализации по десятку направлений для различных слоев населения (творчество, спорт, волонтерство и т.д.). Она обратила внимание на важность привлечения молодежи от 18 лет в качестве наставников детско-юношеских проектов. Особый интерес это вызвало у студентов направления «Организация работы с молодежью», которые поделились собственным опытом пребывания в роли куратора или вожатого.

Старший научный сотрудник кафедры общей и этнической социологии, кандидат политических наук Анна Липатова представила доклад по вопросам исследования ценностей и социальных практик детей, подростков и молодежи в контексте теории поколений. На основе вторичного анализа статистики и результатов социологических опросов она представила обзор зарубежных и отечественных молодежных практик. Дискуссию запустила информация о ценностях и ориентирах молодого поколения, о его отношении к гражданской активности, социальному равенству, экономической безопасности, экологическим проблемам. Особый интерес участники проявили к вопросу исследования авторитетов и субъектов влияния на поколения Z и A (Alpha). Доцент кафедры общей и этнической социологии ИСФН КФУ, кандидат социологических наук Ольга Максимова остановилась на проблематике применения теории поколений в практическом и методологическом аспектах, в частности, осветив преимущества и недостатки этого подхода. Директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, доктор социологических наук Елена Омельченко предложила обращаться не только к теории поколений, ориентированной больше на западный контекст, но и к отечественной истории пионерии. Профессор кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Высшей школы журналистики ИСФН КФУ, доктор педагогических наук Юлия Андреева подняла вопрос исследования эмоционально-содержательной стороны ценностей, которые формулируют респонденты в своих ответах. В ходе обсуждения специалист регионального отделения проекта «Движение первых» Республики Татарстан Алсу Юзекаева обратилась к методологии опросов детей и подростков и к проблеме создания атмосферы доверия между респондентом и анкетером.

Доцент кафедры общей и этнической социологии ИСФН КФУ, кандидат социологических наук Карина Гарина поделилась результатами исследований ценностей и ориентиров молодежи, которые проводила кафедра и социологическая мастерская в последние годы. Она обратила внимание на важность обращения не только к количественным, но и к качественным методикам сбора данных. Так, участники круглого стола пришли к выводу, что требуется обследовать интерпретативное наполнение характеристик ценностей. В результате можно сформировать системный взгляд на социализацию и мотивы обращения детей, подростков и молодежи к тем или иным формам активизма, что безусловно представляет интерес для практической стороны вопроса.

Источник информации: кафедра общей и этнической социологии