26 октября 2023
Повышение квалификации учителей русского языка и литературы

С 9 по 20 октября 2023 года учителя МБОУ города Казани и ряда районов Татарстана повысили свою квалификацию на курсах Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы ?Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе в условиях реализации ФГОС?, которые действуют в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Профессором, доцентами и преподавателями  кафедры русского языка и методики его преподавания (И.В.Ерофеева, З.Ф.Юсупова, М.М.Давлатова, Т.А.Корнеева, Н.П.Ячина, М.Т.Фахрутдинова, А.И.Сабирова, А.И.Карасева), доцентом  кафедры языковой и межкультурной коммуникации Л.О.Свириной, доцентом кафедры татаристики и культуроведения Ю.Л. Блиновой был прочитан курс лекций о содержании обновленного Федерального государственного образовательного стандарта ООО третьего поколения, об особенностях организации работы с детьми с ОВЗ, о методологических проблемах обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС 3++, о воспитательной работе в образовательной организации и цикле занятий ?Разговоры о важном?, а также о формировании функциональной и читательской грамотности школьников при обучении русскому языку.

На практических занятиях учителя расширили свои знания о подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м и 11-м  классах, в том числе о приёмах и формах работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. 

Особый интерес учителями был проявлен актуальным проблемам языкового образования и применения инновационных образовательных технологий при обучении школьников русскому языку и подготовке  проектной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС, цифровым технологиям в преподавании предмету, игровым технологиям, технологии развития активной русской речи,  индивидуальной самостоятельной работе и совместной работе в группах при обучении в сотрудничестве.

В целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний по современным образовательным технологиям обучения русскому языку, полученных при освоении программы повышения квалификации, а также в целях приобретения практических навыков и умений для эффективного использования данных технологий в своей профессиональной деятельности, была осуществлена стажировка в ?Гимназию-интернат №4? Кировского района г. Казани ? инновационное образовательное учреждение для одаренных детей с круглосуточным пребыванием, а также  в ?Гимназию №139-Центр образования? Приволжского района г.Казани, где с учителями поделились накопленным опытом применения инновационных методов и образовательных технологий на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Учителя высшей и первой квалификационной категории гимназии-интернат № 4 г. Казани под руководством  директора  гимназии А.Г.Ризатдинова и его заместителя по научно-методической работе Л.С.Мингазовой сделали сообщения о традициях гимназии как основе эффективного внедрения инноваций в педагогический процесс (Мингазова Л.С.), о ценностно-ориентированном воспитании и обучении в условиях гендерной полилингвальной гимназии (Саматова И.И.) и провели уроки с применением проблемного (Хусниярова Ю.А.) и исследовательского методов обучения (Колесникова А.Р.). Также учителям-стажерам была предоставлена  возможность погрузиться в ход решения задач на  интегрированном уроке по систематизации и обобщению изученного материала по русскому языку, литературе и истории (Беляева М.Г., Амалиева Г.Г.), а также интегрированном  уроке  по русскому языку, литературе и обществознанию, построенном в форме дебатов (Салахова А.Ш., Вадеева А.А.).

Воспитательная работа в соответствии с новым ФГОС основного общего образования остаётся важной составляющей учебного процесса. Поэтому учителям, повышающим свою квалификацию, была предоставлена возможность принять участие  на внеклассном мероприятии ? литературно-музыкальной композиции ?Звучи, о арфа ты все о Казани мне!? (по казанским тропам поэтов-юбиляров) (Р.Р.Хаялиев, А.М.Зарипова, А.Р.Колесникова, А.Ш.Салахова, Ю.А.Хусниярова, М.Г.Беляева), на котором они  пришли к убеждению, что от педагога во многом зависит, какое отношение к миру сформируется у ребёнка.

Особое внимание в гимназии уделяется развитию олимпиадного движения, участию в  интеллектуальных конкурсах и олимпиадах городского, республиканского, всероссийского и международного уровней. Поэтому ценными для учителей-стажеров оказались рекомендации и инструкции по их применению в процессе подготовки и проведения олимпиады по русскому языку, которыми на мастер-классе поделилась заместитель директора гимназии по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы высшей категории Л.С. Мингазова, Полезным оказался обзор книг по подготовке к олимпиаде, рекомендованных  ею для обязательного прочтения современным учителям общеобразовательной школы.

Заместитель директора гимназии № 139  по учебной работе, к.п.н., заслуженный учитель РТ Л.Ю.Романова осветила приоритетные направления развития гимназии, акцентировав внимание на том, что гимназия является территорией исследовательских проектов.

Школьникам гимназии открыт доступ к музеям и лабораториям гимназии, где они разрабатывают собственные проекты. Преподаватели и учителя гимназии в своей практике эффективно обращаются к  интерактиву. Они поделились с  учителями-стажёрами своим опытом применения эффективных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время: провели интегрированный урок по русскому языку, литературе и профориентации с опорой на групповую работу и проектную деятельность  (В.А.Гарифуллина), урок-исследование (Е.С.Токай), урок-проект (Е.Н.Шириева), краеведческий час-поиск (М.С.Швецова, А.Д.Бухараева), мастер-классы ?Нет ничего невозможного!? (А.Г.Бабенко), ?Современные техники на уроках русского языка и литературы? (Б.Т.Тимофеева), методическую мастерскую ?Весь мир ? открытые задачи? (Е.Н.Шириева).

Руководство гимназии в лице ее директора, заслуженного учителя РТ Т.С. Борер,  и учителя (Л.Ю.Романова, Т.А.Аблямитова,  Г.Р.Касымова, Е.С.Габдрахманова, Г.Р.Касымова,  В.Г.Скворцова)  особое внимание уделяет воспитательной составляющей в развитии учащихся.  В гимназии действуют музеи ?Казань литературная?, ?Музей российской науки?, ?На большой ладони у России?, ?Музей народов Поволжья?, ?В гостях у сказки!?, созданные ее учителями и учащимися.  Отметим, что многие экспонаты данных музеев созданы учащимися гимназии в процессе выполнения ими исследовательских и прикладных учебных проектов, сами же музеи являются не просто особым учебным кабинетом школы, а одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Участие гимназистов в научно-исследовательской деятельности, проведение ими культурно-просветительской работы среди учащихся и населения всемерно содействует развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке их творческих способностей, а также формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Отрадно, что во многих образовательных учреждениях Республики Татарстан традиционным стало проведение в октябре литературных двориков. Так, в рамках внеклассной работы в гимназии в день стажировки учителей курсов повышения квалификации провели школьный литературный дворик ?Науки юношей питают?? (Н.А.Грищенко, Н.А.Тимирхановой), на  котором  ученики младших классов и старших классов  читали произведения поэтов-классиков, в которых поднимаются темы добра и зла, любви к родине, чувство долга, обязательно пойдут на пользу юным читателям.   

Знания, полученные на лекционных и практических занятиях в ИФМК, а также во время стажировки в двух гимназиях города Казани, учителя смогли успешно применить на итоговой аттестации при защите своих проектных работ, а это значит, что цель курсов повышения квалификации, нацеленных на расширение компетенций учителей-русистов и освоение ими актуальных образовательных методик в школьном обучении русскому языку, достигнута.

 

Кафедра русского языка и методики его преподавания ИФМК КФУ