01 ноября 2023
Директор Института международных отношений Рамиль Хайрутдинов отмечен Благодарственным письмом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за значительный личный вклад в развитие исторического образования

Награда была вручена министром Валерием Фальковым в рамках мероприятий Второго национального форума преподавателей истории, по традиции проводившегося в Тобольске. Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российское историческое общество, Российский государственный гуманитарный университет и Тюменский государственный университет.

Форум стал уже традиционной площадкой для обсуждения вопросов, связанных с популяризацией исторического знания, противодействием попыткам фальсификации российской истории и развитием эффективной коммуникации и взаимодействия в преподавательском и научном сообществе. В этом году дискуссия объединила более 150 преподавателей истории, представителей органов государственной власти, академических институтов и университетов. В работе форума приняли участие и представители Казанского федерального университета - директор ИМО, член Совета РИО Рамиль Хайрутдинов и завкафедрой регионоведения и цифровой гуманитаристики ИМО Луиза Каримова.

В рамках деловой программы форума состоялись три тематические секции, посвященные наиболее актуальным вопросам в сфере преподавания истории: «Методическое обеспечение преподавателей истории в высшей школе», «Национальная электронная библиотечная система по истории», «О деятельности диссертационных советов по историческим специальностям и перспективах развития исторической науки».

Центральным событием и ключевым мероприятием деловой программы форума стало пленарное и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России.

Главные вопросы заседания Экспертного совета – подготовка новых учебников по истории России для неисторических образовательных направлений высшего образования, подведение предварительных итогов развития исторического образования в высшей школе и обмен опытом преподавания обновлённого курса отечественной истории в университетах.

Открыл пленарное и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он отметил, что с этого учебного года студенты во всех вузах страны изучают обновлённый и расширенный курс отечественной истории, и сообщил, что важным шагом в совершенствовании высшего исторического образования станет ведущаяся разработка нового учебника по истории России для вузов: «Исходим из того, что эти учебники должны попасть в вузы уже в следующем учебном году, а до конца первого квартала 2024 года считал бы правильным предусмотреть их широкое профессиональное обсуждение».

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что все больше мотивированных и подготовленных абитуриентов делают выбор в пользу исторических специальностей: «Свидетельство тому — хороший средний балл ЕГЭ среди ребят, поступающих на исторические факультеты. Он превышает 75, в то время как в целом по стране — 70,8.».

В этом учебном году во всех вузах страны стартовал обновленный курс «История России» для студентов неисторических специальностей. Валерий Фальков подчеркнул, что на данном этапе принципиально важно, чтобы курс читался именно так, как был задуман, — с упором на контактную работу. Он добавил, что обновленный курс истории — это широкое окно возможностей для развития кадрового потенциала исторических кафедр. Молодые преподаватели смогут получить новые рабочие места.

Константин Могилевский, сопредседатель Российского исторического общества, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации подчеркнул большую значимость форума для совершенствования преподавания истории в вузах и поднял актуальный вопрос трудоустройства выпускников исторических специальностей: «Мы говорили не раз, что хорошо подготовленный историк является своего рода универсальным аналитиком, востребованным всюду, где требуется работа с информацией: и в средствах массовой информации, и в бизнесе, и на госслужбе».

В своей приветственной речи, Председатель Правления РИО Руслан Гагкуев подчеркнул: «За прошедший год состоялся ряд важных событий. Это и одобрение Министерством науки и высшего образования подготовленной и обсуждаемой в рамках прошлого форума Концепции преподавания, это и разработка методических рекомендаций и начало работы над вузовскими учебниками для неисторических специальностей. Сейчас, по итогам первого года внедрения обновлённого курса, нам важно внести необходимые правки в методические рекомендации, тем более, как вы знаете, сейчас готовится соответствующий учебник».

В ходе пленарного заседания также выступили Александр Чубарьян, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук, сопредседатель Российского исторического общества; Николай Макаров, академик РАН, вице-президент РАН, директор Института археологии Российской академии наук, член Президиума Российского исторического общества; Юрий Петров, д.и.н., директор Института российской истории РАН, член Президиума Российского исторического общества; Рамиль Хайрутдинов, директор института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, член Совета Российского исторического общества и др.

В своем выступлении Рамиль Хайрутдинов ознакомил участников Форума с опытом преподавания курса «Истории России» в иноязычной студенческой среде в старейшем региональном университете России, ставшим за последние годы одним из крупнейших вузов страны как по общему числу обучающихся - более 50 тыс., так и по представительству иностранных студентов - 11 тыс. молодых людей из более чем 100 стран мира. Директор ИМО КФУ подчеркнул особое значение данного курса для осознания иностранными студентами богатейшего историко-культурного наследия нашей страны, роли и места России в мировой истории и культуре, в продвижении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также в качестве эффективного механизма гуманитарной дипломатии, одного из инструментов реализации концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом.

Опыт Казанского университета вызвал большой интерес в историческом педагогическом сообществе. Целый ряд инициатив Рамиля Хайрутдинова был направлен на решение выявленных трудностей при работе с иностранными студентами, повышение их вовлеченности в образовательный процесс, улучшение успеваемости и освоение знаний как в рамках курса «История России», так и в целом дисциплин учебного плана. Экспертная комиссия приняла во внимание предложения КФУ о необходимости перевода создаваемого учебника на наиболее популярные иностранные языки  для максимального облегчения восприятия курса истории и по созданию универсального онлайн-курса, в качестве поддерживающего при невозможности иностранных студентов по разным причинам обучаться в очном формате и/или недостаточном уровне базовых знаний.