17 октября 2023 г. слушатели курсов повышения квалификации кафедры русского языка и методики его преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации в рамках стажировки побывали в гостях в СУНЦ IT-лицей КФУ. Гостеприимные хозяева радушно встретили учителей русского языка и провели уникальные мастер-классы по подготовке школьников к итоговой аттестации по русскому языку на основе инновационных методов и приёмов обучения. Заместитель директора по учебной работе Ирина Паухутдиновна Багаутдинова познакомила слушателей с историей становления IT-лицея КФУ и его традициями, рассказала о приоритетных направлениях развития лицея и успехах лицеистов. Елена Равильевна Авилова показала, как можно при подготовке к сочинению формата ЕГЭ использовать приём кластера. Нурия Рахимжановна Газизова обратила внимание слушателей на коварные места в КИМах ЕГЭ и приёмах их успешного преодоления. Светлана Николаевна Панищева в рамках темы «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы» показала рукотворные книги под названием «Моя семья», написанные самими лицеистами. Айнур Васильевич Хадеев, рассказывая о возможностях создания онлайн-пробников ЕГЭ (на примере платформы Moodle), поделился со слушателями мастерством генерирования тренировочных текстов с помощью ИИ на платформе GPT-CHATBOT. Дина Ильгизовна Биккенина познакомила слушателей с разнообразными возможностями, которые предоставляют интерактивные технологи для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Учителя русского языка и литературы IT-лицея увлечённо рассказывали о методических лайфхаках и с удовольствием делились уникальными разработками со слушателями. Глубокое впечатление произвело выступление Люции Рафаиловны Махмутовой «Пять принципов эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку». Люция Рафаиловна, обратившись к классическому труду К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» (1868-1869) и к современным лекциям по нейролингвистике на канале TED Talks, убедительно показала, что в основе обучения предмету и в основе подготовки школьников к итоговой аттестации должны лежать фундаментальные знания о детской физиологии и психологии. Только построенная на этом фундаменте методическая система будет эффективной и позволит достичь результата с опорой на внутренние ресурсы детского организма и его нейропластичность.
В завершение стажировки Ирина Паухутдиновна Багаутдинова провела для слушателей курсов экскурсию по лицею, познакомила с условиями учёбы и быта учеников. Покорило в лицее и то, что своеобразным центром приёма гостей здесь является библиотека. Все пути в лицее начинаются именно отсюда и заканчиваются здесь. Открытые полки с красивыми обложками, богатство и разнообразие классических и современных книг, журналов на русском и иностранном языках, словари — всё в открытом доступе и ждёт своих читателей.
Знакомство с СУНЦ IT-лицей КФУ, его замечательным педагогическим коллективом и лицеистами, безусловно, произвело впечатление на гостей. Радушие и гостеприимство, увлечённость предметом, творческая погружённость в учебный процесс, сочетание академичности и «хоббицентризма», техническая оснащённость - всё это составляет неповторимую атмосферу уникального учебного заведения, куда хочется возвращаться ещё и ещё не один раз.
Кафедра русского языка и методики его преподавания искренне благодарит директора СУНЦ IT-лицей КФУ Ильдара Ринатовича Мухаметова, заместителя директора по учебной работе Ирину Паухутдиновну Багаутдинову, кафедру русского языка лицея и всех лицеистов за предоставленную возможность познакомить слушателей курсов повышения квалификации с этим замечательным учебным заведением и опытом работы коллег по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.
Источник информации доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Т.А.Корнеева