02 октября 2023
Русские школы за рубежом - русский язык как средство для получения качественного образования

Ассоциация русских школ за рубежом создана на полях саммита Россия — Африка, который прошел в конце июня в Санкт-Петербурге. Исторически это первое официальное объединение всех зарубежных русских школ. Государственный подход к организации русских школ за рубежом стал практиковаться с 1884 года и был связан с появлением, так называемых русско-туземных школ (первая из них отрылась в Ташкенте), которые и стали прообразом современной зарубежной русской школы. По последним данным, сейчас за границей более 27 тыс. русских школ. Однако, на самом деле их намного больше — хотя бы потому, что, как выяснили в 2020 году специалисты Института русского языка имени Пушкина, в мире по-русски говорят 258 млн. человек, и 112 млн. из них проживают за пределами России. В  Узбекистане, например, из 10 тыс. общеобразовательных школ 1003 учреждения ведут работу на русском языке, причем русский там изучается как родной язык

Среди задач ассоциации — организационная и методическая помощь русским школам за рубежом, распространение лучших методик преподавания русского языка и на русском языке, повышение квалификации педагогов, содействие обмену опытом и практиками и, конечно, создание сетевого сообщества русских школ и единого информационного пространства для работающих там специалистов. С 2022 года при поддержке Министерства просвещения РФ уже реализуется проект «Сила ума», направленный на  создание единого научно-образовательного пространства в сфере школьного физико-математического образования между Российской Федерацией и странами-участницами. С 2017 года действует проект "Российский учитель за рубежом".

Профессор кафедры билингвального и цифрового образования Института филологии и межкультурной коммуникации Салехова Ляйля Леонардовна участвует в данных проектах. Так, с 28 по 30 сентября в рамках проекта «Русская школа за рубежом» она прочитала учителям Монголии, обучающих школьников русскому языку как иностранному и преподающих предметы на русском языке, цикл лекций, посвященных основам двуязычного обучения и методике интегрированного предметно-языкового обучения.

Таким образом, у  русских школ за рубежом появляется возможность объединиться, чтобы организовать свою работу максимально эффективно.

Источник информации: Салехова Ляйля Леонардовна