Сегодня, 13 июня, исполняется 165 лет со дня рождения Андрея Ипполитовича Вилькицкого, выдающегося военного гидрографа-геодезиста, генерал-лейтенанта.
Его жизнь – большая океанографическая экспедиция:
В 1882—1885 г.г. А. Вилькицкий проводил съемку и промер Онежского озера, исследования на Балтийском и Белом морях, определял силу тяжести в ряде пунктов Европейской и Азиатской России.
В 1887-1889 г.г. возглавлял первую в России Арктическую гидрографическую экспедицию. Тогда же впервые определил ускорение силы тяжести на Новой Земле (приют Малые Кармакулы).
В 18941901 г.г. руководил гидрографической экспедицией по картографированию побережья Северного Ледовитого океана. Гидрографы под руководством Вилькицкого произвели исследования морского побережья на участке от устья Печоры до Енисея, в Енисейском заливе и Обской губе; им удалось уточнить береговую линию, наличие и местоположение паковых льдов, размеры постоянного ледового припая, нанести на карту множество ориентиров, мелей, скал, банок, установить десятки навигационных знаков.
В 1898—1901 г.г. полковник Вилькицкий руководил исследованиями в южной части Карского моря, составил подробные карты этого района. Научные результаты работы своей экспедиции он опубликовал в «Материалах по изучению Обской губы и Енисейского залива». Он активно выступал на страницах периодической научной печати с регулярными отчетами о выполненных работах и предложениями по совершенствованию методов и технических средств полевых измерений.
С 1907 г. Андрей Ипполитович – руководитель Главного гидрографического управления Морского министерства России.
Им осуществлен значительный объем работ:
строительство новых маяков и навигационных знаков,
оборудование мерных миль,
издание новых карт и лоций морей России,
учреждение специального Корпуса гидрографов из офицеров-специалистов,
совершенствование мореходных инструментов.
По инициативе Вилькицкого в Петербурге была создана мастерская мореходных инструментов, обеспечивавшая корабли и суда флота и водного транспорта навигационными приборами. Он выступил с идеей постройки специальных гидрографических судов ледокольного типа «Вайгач» и «Таймыр», приспособленных к плаванию в Арктике, и осуществления масштабных исследований с их применением на всем протяжении Северного морского пути.
Дело жизни Андрея Ипполитовича с той же страстью продолжил его сын Борис Андреевич Вилькицкий.
По материалам сайта https://istgeodez.com/vilkitskiy-andrey-ippolito-vich-2/