31 мая 2023
Конференция Европейской Ассоциации музыки в школе

Доцент кафедры татаристики и культуроведения ИФМК КФУ С.В. Каркина выступила с докладом на XXX Международной конференции Европейской Ассоциации музыки в школе, которая проходила с 24 по 27 мая в Лионском университет, Франция.

По традиции, данная конференция собрала преподавателей высшей школы и студентов, ученых и исследователей из Европы, а также Африки, Японии, Китая, Канады и США, ведущих свою профессиональную деятельности в области музыкального образования. Всего приняло участие более четырехсот человек, включая представителей таких стран, как Германия, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция, Финляндия, Румыния, Словения, Сербия и мн.др.

Данное мероприятие является ежегодным, и проводится в разных странах Европы с целью предоставить возможность исследователям в сфере музыкальной педагогики делиться знаниями и опытом в области практики преподавания и актуальных исследований, а также содействовать распространению качественного музыкального образования, доступного для молодого поколения. В рамках конференции также проходят форумы студентов и докторантов. В этом году конференция была озаглавлена «Liberty – Equity – Creativity: Innovating and Inventing Music in the Classroom» (Свобода – равенство – креативность: фантазия и инновации в музыкальном классе), обозначив тем самым тематический вектор.

Светлана Владимировна Каркина представила доклад на тему “Improvising in music class: a Tatar Culture East-West Dichotomous approach to the Teacher Training” (Импровизация в музыкальном классе: дихотомия Восток-Запад в татарской культуре в процессе обучения будущих учителей), в котором раскрыла значимость проблемы изучения противоречий в культурах разных стран на основе дихотомического подхода с целью обновления представлений и научно-методических инструментов в профессиональной подготовке учителей музыки. Стоит отметить, что традиционно татарская музыка изучается в терминах западной музыкологии, тогда как ее элементы, такие как гибкая мелодическая линия, основанная на пентатонике и богатая мелизматика, в большей степени отражают характерные черты искусства Востока. Медитативная устремленность восточной философии, стимулируя импровизационное начало, может стать значимым фактором в процессе раскрытия глубокой природы уникального синтеза контрастных традиций музыкального искусства татар.

Другими докладчиками конференции были также широко представлены вопросы совершенствования методов и подходов в области музыкальной педагогики, включая стратегические направления ее развития в условиях разных стран. Большой интерес вызвали разнообразные приемы музыкально-ритмической импровизации и методы стимулирования креативности; также активно обсуждались вопросы актуализации задач общего музыкального воспитания, внедрение цифровых технологии в процесс обучения в средней и высшей школе.

Университетом Лиона конференция была организована на самом высоком уровне. Программа конференции, включая имена участников, абстракты были доступны на сайте организации. Ряд сессий, в частности, ключевые доклады, собрание генеральной ассамблеи, были доступны в Интернет-трансляции. Оригинальной особенностью конференции стали ежедневные утренние встречи участников для хоровых распевок и исполнения несложных канонов на несколько голосов ко всеобщему огромному удовольствию. Широкий спектр приемов и методов занятий в современном музыкальном классе были продемонстрированы на различных мастер-классах.

По итогам конференции были выделены наиболее значимые направления в развитии педагогики музыкального образования, намечены будущие мероприятия: конференции, круглые столы и семинары для решения актуальных задач педагогической практики и методологической поддержки исследовательской деятельности.

 

Источник информации: член Европейской Ассоциации музыки в школе, доцент ИФМК КФУ Каркина С.В.