18 апреля 2023
Развитие системы оценивания результатов языкового образования

11 апреля состоялась Форсайт-дискуссия в рамках Ассоциированного мероприятия XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики. В рамках форсайт-дискуссии эксперты обсудили актуальный для многих исследователей и практиков образования вопрос о том, какие сущностные изменения произошли в системе оценивания результатов языкового образования в условиях быстрых инноваций в проектировании содержания обучения, индивидуализации образовательных траекторий, масштабной цифровизации образовательного процесса. География участников была обширной –  в мероприятии принимали участие представители высших учебных заведений из Москвы, Казани, Тюмени, Хабаровска, а также Орла и Кубани. Казанский Федеральный Университет представляли Эльзара Василовна Гафиятова заведующая кафедрой теории и практики преподавания иностранных языков и Ольга Владиславовна Букач помощник директора ИФМК КФУ по вопросам языкового тестирования и оценивания.  В качестве экспертов выступили Рамзан Гусайнович Оздарбиев, директор ФГБУ «Росаккредагентство», Виктория Викторовна Копылова, к. пед. н., профессор, вице-президент по издательской деятельности АО «Издательство «Просвещение», Сергей Валентинович Евтеев, к. филол. н. доцент, начальник управления языковой подготовки МГИМО МИД РФ, председатель научно-методического совета по иностранным языкам МГИМО МИД РФ, Ольга Михайловна Кочкина, к. психол. н., доцент, зам. начальника управления языковой подготовки МГИМО МИД РФ, Валерия Михайловна Евдаш, директор Центра иностранных языков и коммуникативных технологий, директор Центра академического письма «Импульс» ТюмГУ, Ольга Владимировна Егорова, к. филол. н., декан факультета филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации Тихоокеанского государственного университета,  и Алексей Александрович Масютин, к. комп. наук, доцент факультета компьютерных наук, руководитель Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

 Нет сомнений в том, что формирование национальной системы оценивания языковых компетенций –  это амбициозная и важная задача, в процесс решения которой необходимо вовлекать достаточно широкий круг лиц, в том числе преподавателей, тестологов, тесторов (или экзаменаторов), обладающих не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом в сфере языкового тестирования и оценивания. Среди предложенных к обсуждению тем особый интерес участники проявили к построению независимой экспертизы языкового образования, а также использованию искусственного интеллекта в оценивании продуктивных видов речевой деятельности (говорение и письмо). В этом контексте Гафиятова Э.В.  рассказала о том успешном опыте, который есть в этой сфере у Института филологии и межкультурной коммуникации и зарубежных коллег. Рассказла о том что, в институте разрабатывается и внедряется система мониторинга языковых компетенций студентов с целью корректирования их индивидуальных образовательных траекторий; по окончании обучения учащиеся будут проходить финальное тестирование, например по татарскому языку с выдачей сертификата установленного образца, подтверждающего их уровень владения. Букач О.В. отметила, что в ИФМК проводятся подобные тест-сессии с последующей выдачей сертификата при условии успешной сдачи теста и для населения. В настоящее время ведутся переговоры с коллегами из Узбекистана о взаимном признании сертификатов, подтверждающих уровень владения татарским и английским языками –  сертификаты КФУ по татарскому языку будут признаваться на территории РУ, а сертификаты по английскому языку, выданные Агентством по оценке знаний и квалификаций при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан, будут признаваться Казанским федеральным университетом.

В рамках дискуссии также обсуждался вопрос о решении ряда задач, которые необходимо будет решить при разработке стратегии независимой экспертизы языкового образования. Это, в частности, разработка механизма отбора экзаменаторов, которые будут осуществлять оценивание заданий, направленных на оценку говорения и письма, поскольку, как согласились все участники дискуссии, даже с учетом развития и совершенствования систем искусственного интеллекта, не представляется целесообразным полностью перекладывать на них проверку продуктивных навыков речевой деятельности.  Шла речь и о необходимости открытия тренинг-центры, в которых будет проводиться обучение экзаменаторов, а также регулярные сессии повышения квалификации и подтверждения статуса экзаменатора. Необходимо также будет определить, кто будет выступать в роли экспертов, производящих отбор экзаменаторов, разрабатывать и проводить программу тренингов для них. Существует необходимость выработки четкого механизма проведения тест-сессий по иностранному языку для населения; кроме того, принципиально важным является вопрос о признании сертификатов на территории РФ. Было высказано предположение о том, что лишь при условии признания сертификатов, подтверждающих уровень владения иностранным языком, будет возможным создать спрос на тестирование подобного рода.

Все участники дискуссии в своих выступлениях неоднократно говорили о том, что в контексте современной геополитической обстановки разработка национальной системы оценивания языковых компетенций представляется крайне актуальной; эта задача может послужить мощным стимулом профессионального развития для работников нашей сферы, сферы преподавания иностранных языков, позволив нам перенять и адаптировать лучшие мировые практики,  а также мотивировать достаточно большой процент населения повышать свой уровень владения иностранным языком, что, в свою очередь, станет залогом повышения общего уровня образованности населения. По итогам встречи было принято решение продолжать работу в данном направлении; учитывая единодушие всех участников по вопросу необходимости разработки и реализации национальной стратегии языковой экспертизы, представляется уместным предположить, что в ближайшее время будет создана рабочая группа для разработки такой стратегии, направленной на осуществление импортозамещения в сфере языкового тестирования и оценивания.

 

Источник информации: Букач О.В.

Фотографии: Цыгунова М.М.