17 апреля 2023
Состоялась очередная встреча КиноКлуба СНО ИФМК КФУ

14-го апреля 2023 года состоялась очередная встреча КиноКлуба СНО ИФМК КФУ.  Пятничное заседание проходило в рамках цикла лекций «Режиссеры - их нужно знать», и было посвящено знакомству с киновселенной Андрея Звягинцева и анализу его «недооценённого» фильма «Елена».

Так случилось, что один из знаковых российских режиссеров наших дней остается парадоксально недооцененным на родине… Андрей Звягинцев — лауреат «Золотого льва» Венецианского фестиваля, нескольких каннских призов (но пока не главного — а жаль, наши авторы не получали «Золотую пальмовую ветвь» со времен М. Калатозова, победившего с военной мелодрамой «Летят журавли» в далеком 1957-м), дважды оскаровский номинант (опять же, не оскароносец — и это большая ошибка Американской академии, которую пока так и не исправили). Это самый узнаваемый из живых российских режиссеров за границей, однако в России о нем знают лишь немногие, да и фильмы его не особо понимают.

Андрей Звягинцев — фестивальный режиссер, но в центре практически каждого его фильма оказывается семейный конфликт — тема, которая близка едва ли не всей России. Он работает только с одним оператором — Михаилом Кричманом, благодаря которому можно увидеть завораживающие пейзажи, игру цвета, света и тени. Отчасти именно визуальная составляющая помогает отличить А. Звягинцева от любого другого российского режиссера. Кроме того, его фильмы полны аллюзий, метафор, неоднозначности, религиозных сюжетов. Он рассказывает не о конкретных проблемах отдельно взятой семьи, но о человеческой сущности.

После изучения авторского почерка А. Звягинцева и его биографии, студенты приступили к просмотру кинокартины.

«Елена» - фильм о материнском инстинкте, о Матери с большой буквы. А также о женщине как неисследованном ландшафте — в отличие от мужчины, которого режиссер наделяет знакомыми, досконально изученными комплексами. Впервые А. Звягинцев вплотную приблизился к фигуре, которая была условной и идеализированной в двух предыдущих его картинах.

После просмотра ребята перешили к обсуждению фильма. Вне всяких сомнений картина никого не оставила равнодушным, более того студенты долго дискутировали о моральности или аморальности поступка главной героини, пытаясь сложить ее психологический портрет. Обсуждению подверглись и другие герои фильма.

В конце встречи участники КиноКлуба пришли к выводу, что А. Звягинцев по-своему гениален и что таким режиссером можно и нужно гордиться.

 

Источник информации: КиноКлуб СНО ИФМК КФУ, ответственный за НИРС ИФМК КФУ Вафина Алсу Хадиевна