30 апреля 2013
Портал дистанционного обучения КФУ был представлен участникам конференции "Электронная Казань — 2013"

 

С 16 по 18 апреля в Казани проходила V Международная научно-практическая конференция "Электронная Казань–2013", собравшая более 250 участников –представителей 100 образовательных учреждений из 50 городов России и зарубежья. На конференции обсуждались вопросы применения современных дистанционных образовательных технологий, проблемы создания и использования электронных образовательных ресурсов.

Казанский университет был одним из организаторов конференции и активным её участником. С пленарным докладом «Парадигма открытого образования в рамках реформирования образовательного пространства вуза» выступила директор Департамента развития образовательных ресурсов КФУ Галина Ившина.

«В начале 20 века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Новая модель образования, которая получила название открытой, исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека. «Новому поколению требуется новое образование» - это лозунг нашего времени», - отметила Галина Васильевна.

По ее словам, образование XXI века широко использует средства массовой коммуникации, на основе которых создаются и новые организационные формы в учебно-воспитательном пространстве. На их основе возникла парадигма открытого образования, которая предполагает: формирование единого образовательного пространства для всех  систем образования; доступность любому гражданину Земли получить образование любого уровня (базовое, высшее, послевузовское, профессиональное) любой национальной системы образования. А также равные условия и возможности получения всех образовательных услуг любому жителю Земли вне зависимости от места его проживания; использование для образовательных целей всех достижений цивилизации, включая компьютерные системы, телекоммуникационные каналы связи, Интернет.

В выступлении были приведены результаты  проведенного на протяжении последних 5 лет  исследования по внедрению парадигмы открытого образования в Казанском федеральном  университете,  основой которой выбрана система дистанционного обучения (СДО).  В частности было отмечено,  что за прошедший год развитие СДО в КФУ вышло на новый уровень. Это произошло, в первую очередь, благодаря разработанному сотрудниками Департамента порталу дистанционного обучения КФУ. Портал обеспечивает вход на 3 площадки системы MOODLE – одной из наиболее распространённых в мире систем управления обучением. В КФУ в этой системе сейчас работают около 15 тыс. пользователей (студентов и преподавателей), число дистанционных курсов уже превысило 600. В рамках программ повышения квалификации более 250 преподавателей КФУ был обучены работе в MOODLE и в настоящее время активно используют дистанционные технологии в учебном процессе.

Более подробно о портале дистанционного обучения КФУ рассказал заместитель директора Департамента развития образовательных ресурсов Рамиль  Валитов. Он подчеркнул, что помимо доступа к площадкам MOODLE, портал содержит каталог дистанционных курсов КФУ, а также всю актуальную информацию, связанную с дистанционным обучением: справочные материалы и учебные пособия в помощь разработчикам дистанционных курсов, инструкции по работе с системой дистанционного обучения, новости, статистику посещений и т.д. Р.А. Валитов обратил внимание на то, что каталог представляет информационно-поисковую систему, обеспечивающую формирование списка дистанционных курсов по различным поисковым параметрам: названию, автору(ам), направлению подготовки, открытости, языку интерфейса и т.д.. Удобную возможность представляет также наличие голосового интерфейса для «заказа» списка интересующих студента курсов.

Большое внимание уделяется в Департаменте обучению и консультационной поддержке преподавателей КФУ по вопросам разработки дистанционных курсов и внедрения их в учебный процесс. Обучение проводится как лично, так и дистанционно – в форме вебинаров и конференц-связи. Многие мероприятия, проводимые Департаментом развития образовательных ресурсов КФУ, транслируются в режиме реального времени. Для просмотра видеозаписи мероприятия не требуется регистрации – любой Интернет-пользователь может смотреть эти записи дома или на своем рабочем месте. Кроме того, портал интегрируется со сторонними системами и разработками, использует широкое покрытие и разные способы взаимодействия с аудиторией, в частности за счет интеграции с социальными сервисами, такими как ВКонтакте, Твиттер, Фейсбук, Инстаграм, YouTube.

Работа конференции проходила в рамках трех секций: «Актуальные вопросы электронного обучения – от школы до вуза», «Виртуальная образовательная среда электронного университета» и «Из опыта организации электронного обучения».

Подводя итоги, можно сказать, что конференция подчеркнула актуальность рассмотренной проблематики и необходимость дальнейших исследований в области методики, организации, технологии и нормативно-правового обеспечения дистанционного обучения, что возможно лишь при объединении усилий специалистов из разных областей знаний, развитии междисциплинарного и межвузовского взаимодействия, консолидации образовательного сообщества.

Источник информации: Департамент развития образовательных ресурсов