12 марта 2023
Третья миссия университетов: проректор ТюмГУ Андрей Латышев о роли и проблемах дополнительного образования

10 марта 2023 г. состоялось онлайн-выступление проректора Тюменского государственного университета Андрея Сергеевича Латышева, ответственного, в частности, за реализацию стратегии развития человеческого капитала университета и за организацию системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников университета.

Спикер подчеркнул важность развития дополнительного образования как одной из составляющих третьей миссии университетов, напомнив, что под третьей миссией понимается вклад университетов в развитие общества. Современный университет не ограничивает свою деятельность образованием и наукой. И если рассматривать третью миссию как «многомерный феномен, который на равных включает в себя социальное, культурное и научно-образовательное измерения», то дополнительное образование вбирает в себя все три, вовлекая население в процесс непрерывного обучения, постоянного обновления компетенций и приобретения новых, создавая площадки для обмена мнениями и опытом, культурного обмена, общего развития, формирования групп по интересам и т.д. Из собственного опыта он выделил колоссальный потенциал дополнительного образования для установления новых связей и новых партнерств. И подчеркнул, что дополнительное образование – это далеко не только про деньги. Это и еще про повышение качества жизни, и про притягательность и авторитет университета, про личностное развитие, просветительские программы и многое другое. 

Казалось бы, все это понимают. Так, в системе показателей программы «Приоритет 2030» количество прошедших обучение по программам ДПО, в том числе посредством онлайн-курсов, занимает одно из важнейших мест. Среди показателей эффективности трека «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» доходы от реализации программ ДПО занимают почетное третье место. Правда, там еще есть профессиональное обучение (уровень техникумов и  колледжей, а также приравненных к ним программ), но тут у нас пока нет вообще никакого опыта.  

Тем не менее, развитие в данном направлении идет далеко не всегда легко и эффективно, зачастую наталкивается на неприятие управленцев, преподавателей и научных сотрудников, и без того перегруженных основными видами деятельности. Дополнительное образование для них – это дополнительный (то есть необязательный) функционал, на который не остается ни сил, ни времени.  Таким образом, низкая вовлеченность сотрудников – одна причин недостаточно удовлетворительного развития  системы дополнительного образования. В основе такой низкой вовлеченности – недооценка важности роли третьей миссии университетов (или ее непонимание), перегруженность сотрудников, несбалансированная система kpi в вузах.

Следующая причина заключается в том, что университеты остаются во многом миром идей: то есть не проблема наработать идеи (например, в ходе мозгового штурма), но людей, способных довести идею до ее реализации, не так много. Необходимо более последовательно внедрять проектный подход и предоставлять самостоятельность (в том числе финансовую) проектным группам.

Неумение разговаривать на языке бизнеса – еще одна очень важная причина. Без него трудно найти контакт с индустриальными (и не только) партнерами.

«Непроектный» подход и непонимание элементарных бизнес-процессов ведут к тому, что неправильно планируются результаты, не просчитываются потребности и платежеспособность целевых групп, не уделяется внимания маркетинговой составляющей и т.д.

Казалось бы, легче нанять внешних специалистов (всевозможных проект- и продакт-менеджеров), оставив преподавателям роль экспертов и носителей уникального контента, – и дело в шляпе.  Но пока так тоже далеко не всегда функционирует: хорошие менеджеры не работают за низкие зарплаты, а на плохих и деньги не стоит тратить. Так что пока мы переживаем довольно трудный этап поиска компромиссных решений.

Отдельная тема – управление системой дополнительного образования. На этом спикер особенно не останавливался, так как в ближайшее время предстоит его выступление по основным проблемам этой темы. 

Слушатели пригласили спикера в Казанский университет. В настоящее время прорабатываются возможности для этого. 

Источник информации: Центр развития компетенций UNIVERSUM+ ИМО