21 февраля 2023
Повышение квалификации – мотивация к совершенствованию профессиональной деятельности

С 6 по 17 февраля 2023 года учителя МБОУ города Казани и ряда районов Татарстана повысили свою квалификацию на курсах Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы «Актуальные проблемы преподавания русского языка в школе в условиях реализации ФГОС», которые действуют в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Доцентами и преподавателями  кафедры русского языка и методики его преподавания (Юсупова З.Ф., Давлатова М.М., Корнеева Т.А., Ячина Н.П., Фахрутдинова М.Т., Рамазанов А. В., Сабирова А.И., Карасева А.И.), профессором кафедры русской литературы и методики её преподавания Галимуллиной А.Ф., доцентом  кафедры языковой и межкультурной коммуникации Свириной Л.О., доцентом кафедры татаристики и культуроведения Блиновой Ю.Л. был прочитан курс лекций о содержании обновленного Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО, об особенностях организации работы с детьми с ОВЗ, о методологических проблемах обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС, о воспитательной работе в образовательной организации и цикле занятий «Разговоры о важном», а также о формировании функциональной грамотности школьников при обучении русскому языку.

На практических занятиях учителя расширили свои знания о подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9-м и 11-м  классах, в том числе о приёмах и формах работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. 

Особый интерес учителями был проявлен актуальным проблемам языкового образования и применения инновационных образовательных технологий при обучении школьников русскому языку и подготовке – проектной деятельности на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС, цифровым технологиям в преподавании предмету, игровым технологиям, технологии развития активной русской речи,  индивидуальной самостоятельной работе и совместной работе в группах при обучении в сотрудничестве.

В целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний по современным образовательным технологиям обучения русскому языку, полученных при освоении программы повышения квалификации, а также в целях приобретения практических навыков и умений для эффективного использования данных технологий в своей профессиональной деятельности, была осуществлена стажировка в многопрофильный лицей № 11 г. Казани, а также  в СУНЦ IT-лицей Казанского федерального университета, где с учителями поделились накопленным опытом применения инновационных методов и технологий на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Учителя высшей и первой квалификационной категории многопрофильного лицея № 11 г. Казани под руководством заместителя директора лицея по учебной работе Л.Л.Курамшиной провели интегрированные уроки по систематизации и обобщению изученного материала по русскому языку (А.А.Виноградова, Н.Г.Осипанова), по комплексному анализу лирического произведения (Г.А.Хасанова), а также мастер-класс  «Несутся искусство, любовь и история – по параболической траектории!» (М.А.Волчкова).

Воспитательная работа в соответствии с новым ФГОС основного общего образования остаётся важной составляющей учебного процесса, способствующей оптимальному развитию личности воспитанника, формированию его индивидуальности, раскрытию творческого потенциала. Поэтому учителям, повышающим свою квалификацию, была предоставлена возможность принять участие  на внеклассном мероприятии «Все начинается с любви» (Г.А.Хасанова), на котором они пришли к убеждению, что от педагога во многом зависит, какое отношение к миру сформируется у ребёнка.

Заместитель директора СУНЦ IT-лицея КФУ по учебной работе И.П.Багаутдинова  осветила приоритетные направления развития лицея, созданного для талантливых и высокомотивированных детей со всей страны. Лицей  входит в топ-100 лучших школ России. Школьникам открыт доступ к научным лабораториям лицея и КФУ, где они разрабатывают собственные проекты. Особое внимание в лицее уделяется развитию олимпиадного движения, участию в  интеллектуальных конкурсах и олимпиадах городского, республиканского, всероссийского и международного уровней. 

Преподаватели и учителя IT-лицея КФУ в своей практике эффективно обращаются к интерактиву. Они поделились с  учителями-стажёрами своим опытом применения инновационных приемов и технологий на уроках русского языка и литературы: провели презентации работы по использованию кластера на уроках русского языка (Е.Р.Авилова),  элементов геймификации (Н.Р.Газизова); познакомили  с современными методами работы с текстами художественного и публицистического стилей при подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку (С.Н.Панищева). Учителя-стажёры  также приняли участие в мастер-классах «Настольные игры в изучении литературных произведений» (А.В.Хадеев), «Нескучная подготовка к ЕГЭ» (Л.Р.Махмудова). Полезным оказался обзор книг по педагогике (и не только), рекомендованных для обязательного прочтения современному учителю общеобразовательной школы (Д.И.Биккенина).

Знания, полученные на лекционных и практических занятиях в ИФМК, а также во время стажировки в двух лицеях города Казани, учителя смогли успешно применить на итоговой аттестации при защите своих проектных работ, а это значит, что цель курсов повышения квалификации, нацеленных на расширение компетенций учителей-русистов и освоение ими актуальных образовательных методик в школьном обучении русскому языку, достигнута.


Кафедра русского языка и методики его преподавания ИФМК КФУ