Коллегиально работа секции была признана ее участниками плодотворной
31 января на кафедре биологии и химии Елабужского института КФУ в рамках ежегодной Итоговой научной конференции сотрудников Казанского университета завершилась работа секции «Функциональная грамотность в современном образовании». Преподаватели обсудили как основные проблемы методики преподавания дисциплин, формирования биологической, экологической, читательской грамотности как компонент функциональной грамотности. Научный интерес преподавателей к данным вопросам обусловлен изменениями, происходящими в современном обществе и отражающимися на требованиях, предъявляемых к образовательным учреждениям.
В ходе работы секции были заслушаны и обсуждены следующие доклады:
1. Панфилова В.М. «Формирование функциональной грамотности как образовательный результат». Развитие компетенций, являющихся основой функциональной грамотности, вплетенное в освоение предметного знания, — это не отдельная задача, а особенность учебного процесса при данном подходе. В этих условиях происходит смещение акцентов с жесткой детальной фиксации материала обучения на образовательные результаты, «насколько обучающийся владеет определенными компетенциями». При этом реализации компетентностной модели образования, способствующей развитию различных типов грамотности, в большей степени соответствует задачный подход.
2. Гибадулина И.И. «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности при организации внеурочной деятельности младших школьников». Доклад посвящен обоснованию необходимости усиления биологической составляющей в обучении школьников начальных классов. В докладе описан опыт реализации программы кружка «Мир вокруг нас», представлены возможности взаимодействия «школа-вуз» на примере организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов ОШ «Университетская».
3. Леонтьева И.А. В докладе «Возможности дистанционного обучения в формировании биологической грамотности студентов» были представлены результаты экспериментальной работы по влиянию дистанционного обучения на формирование биологической грамотности студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование». В задачу исследования входило определение академической успеваемости студентов во время традиционной формы проведения занятий и выявление уровня мотивации студентов при обучении в дистанционном формате. Результатом исследования явился сравнительный анализ статистических данных об уровне академической успеваемости и мотивации студентов.
4. Гафиятуллина Э.А. «Формирование экологической грамотности обучающихся в условиях ОШ «Университетская». Экологическую грамотность и экологически-ответственное поведение обучающихся можно сформировать через вовлечение их в разнообразные виды практик, направленных на осознание экологических проблем. В рамках реализации программы по повышению биологической грамотности обучающихся на базе ОШ «Университетская» проводятся занятия для обучающихся 6 Б класса. На занятиях ученики 6 Б класса проводят разнообразные экспериментальные работы по экологии в теплице ОШ «Университетская». Знание экологических проблем, умение выявлять причины их возникновения, опыт их решения позволит им в дальнейшей своей взрослой жизни избежать многих серьезных экологических ошибок природопользования.
Коллегиально работа секции была признана ее участниками достаточно плодотворной, поскольку прошла на высоком научном уровне с конкретными предложениями по развитию системы отечественного образования и поднятия его престижа. Все доклады сопровождались презентациями и завершались содержательной дискуссией в благожелательной атмосфере позитивного научного спора.