08 декабря 2022
"Лаборатория идентичности": паломничество христиан и мусульман в католическую часовню святого Иосифа (Скопье, Северная Македония)

13 декабря в 12 часов в аудитории 1608 в рамках Творческой мастерской молодых исследователей религии кафедры религиоведения ИСФН КФУ состоится лекция (в онлайн формате) к.ф.н., научного сотрудника ИЭА РАН Трофимовой Ксении Павловны на тему «Лаборатория идентичности»: паломничество христиан и мусульман в католическую часовню святого Иосифа (Скопье, Северная Македония)».
Приглашаем всех желающих!

 

Ксения Трофимова (к.филос.н., научный сотрудник ИЭА РАН)

 

«Лаборатория идентичности»: паломничество христиан и мусульман в католическую часовню святого Иосифа (Скопье, Северная Македония)

 

Летом 1991 года антрополог Гер Дойзингс впервые приехал в Летницу – село, расположенное на юго-востоке Косово вблизи границы с Северной Македонией. До начала военных конфликтов, развернувшихся с распадом социалистической Югославии в начале 1990-х гг., Летница была одним из центров хорватской католической общины Косово с особым административным, экономическим и религиозным статусом благодаря отстроенной здесь церкви и хранящейся в ней статуи Девы Марии с младенцем, которая почитается верующими как чудотворная. Каждое лето в Летницу, к церкви Вознесения Девы Марии стекались десятки тысяч паломников, как из самого региона, так и из разных уголков социалистической Югославии. Специфику данному паломничеству придавал его выраженный «смешанный» характер: со второй половины XIX в. в праздничные дни Летница ежегодно принимала верующих, относящих себя к различным религиозным традициям: католицизму, православию и исламу.

Открытые межэтнические конфликты и латентные трения, подпитываемые и обнажаемые военными столкновениями в бывшей социалистической Югославии, поэтапно редактировали мозаичную этно-религиозную карту этого пограничного региона, в котором бок-о-бок проживали хорваты-католики, албанцы-католики, албанцы-мусульмане, православные сербы и цыгане, цыгане-мусульмане и др. Один из этапов подобной редактуры Гер Дойзингс наблюдал в 1991 году в оживленном паломническом лагере в Летнице, где война уже «витала в воздухе». В своем изучении религиозных и этнических процессов в Косово он предлагает рассматривать паломничества к святыням, находящимся в совместном пользовании, как «лаборатории идентичности», где намечаются, утверждаются или же стираются границы между последователями различных религиозных традиций (и представителями различных этнических сообществ). Гер Дойзингс задается вопросом, каким образом вернакулярные практики совместного почитания святых мест реагируют на актуальные социальные и политические трансформации, как при этом меняется локальная культура соседства. Данная перспектива определяет выбор исследовательской оптики в наблюдении и обсуждении характера взаимодействия различных акторов в пространстве «смешанного» паломничества.

В своем сообщении я предлагаю очертить сложившиеся в течение последних лет подходы к описаниям и интерпретациям данного явления, прослеживая траектории конструирования пространства «смешанного» паломничества в католической часовне святого Иосифа – своего рода филиале Летницы в городе Скопье (Северная Македония).

Источник информации: Кафедра религиоведения