25 ноября 2022
Репортаж с Луны

На Открытом заседании Клуба любителей русского кино, проводимого в рамках Ежегодного научно-образовательного фестиваля, посвященного Дню русского языка, 24 ноября 2022 г. участники и гости познакомились с жанром, который принято считать «низким» и «несерьёзным» – «ромком» (или «романтическая комедия»). Руководитель клуба – доцент кафедры РКИ Айгуль Рестамовна Салахова – привлекла внимание студентов к тому, что любой кинофильм, кроме сюжетного (история, рассказанная на экране) и кинематографического (способы киновоплощения конкретных событий) содержания, отличает и не менее важное страноведческое содержание.

Студенты-бакалавры, изучающие русский язык как иностранный, посмотрели романтическую комедию «Два дня» (2011 г.) режиссёра Авдотьи Смирновой. Участники заседания не только получили яркое впечатление от нетипичной love story на экране, но и обсудили конфликты и сцены фильма, много сообщающие о культуре страны, в которой они проживают и которую хотят знать и понимать лучше.

На первый взгляд, непростые отношения между московским федеральным чиновником Петром Дроздовым (в исполнении Федора Бондарчука) и музейным научным сотрудником Марией Гронской (её играет Ксения Раппопорт) предопределены принадлежностью героев к разным социальным слоям. Однако благодаря живой придумке режиссера на экране не драма с многовековой историей антагонизма между чиновничеством и интеллигенцией, в романтическая и даже лирическая комедия. С последним жанром студенты познакомились в начале этого учебного года на просмотре и обсуждении фильма «Я шагаю по Москве» (режиссёра Георгия Данелии).

Стоит отметить, что фильмы А. Смирновой все чаще маркируются как «человеческое кино» (или культурный мейнстрим), поскольку режиссёрский взгляд не отличают жёсткость и радикальность позиции. Например, финальный спор романтической пары в «Двух днях» между собой — это метафора вечного спора власти и интеллигенции, который А. Смирнова не решилась закончить, давая право зрителю на определение собственной позиции. Тонко обыгранные на экране мифология истончившейся культурной прослойки и двойственное отношение современного российского общества к культуре как к чему-то сакральному и одновременно жалкому позволили обсудить участникам Открытого заседания стереотипы русского представления об интеллигенции, места и роли музейной культуры и культурной памяти в современном обществе.

Ромком «Два дня» насыщен яркими примерами современной экономической и культурной жизни России, которые вызвали неподдельный интерес, а также прямые вопросы к речевому и культурному поведению персонажей: в каких ситуация по-русски немыслимо говорить «Вы» и «ты»? Как «лечат» похмелье? Когда и о чём можно говорит с Богом? О чём русские говорят за столом? Почему «мяса нет, а выпить есть»?

 Как считает руководитель Клуба любителей русского кино А.Р. Салахова, своеобразное исследование современного мира «русского интеллигента» можно продолжить, посмотрев и другие фильмы А. Смирновой, например, «Связь» (2006), «Кококо» (2012), «История одного назначения» (2018) на будущих заседаниях. Согласно режиссерской концепции, эта интеллигенция находится в глубоком культурном кризисе и не готова выполнять одну из своих базовых функций, которую некогда Александр Эткинд определил как процесс осуществления «внутренней колонизации». А в качестве «домашнего задания» для тех, кто хочет больше – к просмотру были рекомендованы фильм Г. Памфилова «Тема» (1986), где разыгрывалась во многом сходная коллизия: номенклатурный писатель (его играет Михаил Ульянов), выехав в провинцию, оказывал знаки внимания музейной работнице (в исполнении Инны Чуриковой), которая, будучи записной интеллигенткой, отвергала его как эстетически чуждый элемент.

Создавая фильм с целью адаптировать сложное в простое, А. Смирнова изначально сложнейший конфликт смогла представить в условиях современной российской реальности легко и иронично, давая повод, как минимум, задуматься о нафантазированных двух днях, которые проводит в музее-усадьбе писателя Щегловитова замминистра экономики и развития, ухоженный, серьезный мужчина, не вполне понимающий, какой резон снабжать дотациями фамильное гнездо «второстепенного» классика, когда можно снести все под девелоперскую застройку. Однако 48 часов, правда, вполне хватит, чтобы столкнуть чиновника со сколь величественным, столь и комичным культурным багажом доверенной ему страны («репортажем с Луны» называет увиденное герой Ф. Бондарчука). Как хватило пары часов участникам Открытого заседания Клуба любителей русского кино, чтобы задуматься и поговорить о том, могут ли два дня изменить жизнь чиновника Пети и музейщицы Маши, а также провинциального музея и большой страны?..

 

Источник информации: Некрасова Инна Дмитриевна