Старший преподаватель Владимир Борисов рассказал об историческом просвещении в начальной школе
Мастер-класс по теме «Историческое просвещение в начальной школе» Владимир Юрьевич начал с цитаты Сергея Кравцова, по мнению которого воспитание подрастающего поколения становится гарантом национальной безопасности. Огромную роль при этом играет историческое просвещение, ведь история – это не просто предмет, это всё, что связано с Родиной, а любовь к ней очень нужна и важна. Борисов отметил, что и сам в прошлом был учителем, и понимает, что сейчас все меньше детей знает историю своей страны. Задача исторического просвещения, в свою очередь, – помочь детям противостоять вызовам сегодняшнего дня, потоку фейковых новостей, роликов и призывов к дестабилизации обстановки в стране. Он обратил внимание на то, что в настоящее время Министерство просвещения ведёт большую работу по патриотическому воспитанию: подготавливают различные законопроекты, проводят форумы, принимают меры по сохранению исторической памяти у соотечественников, проживающих за рубежом.
Далее Владимир Юрьевич познакомил слушателей с содержанием самого исторического процесса: «Содержание урока в рамках проекта, концепции не урок истории, а историческое просвещение. Нужно не загрузить детей знаниями, а просветить их». Ядро содержания исторического просвещения в начальном общем образовании состоит из 3 аспектов: великие события, выдающиеся личности и материальные памятники (включая памятники истории).
По мнению спикера, в начальной школе дети уже готовы к освоению общей информации. Он считает, что в изучении общей информации ключевую роль играет и межпредметная связь, ведь историю можно освоить и на уроках изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, музыки. Велись различные дискуссии о том, на основании чего дети также могут извлечь для себя знания из истории. Слушателями предлагались такие варианты ответов, как "игра", "сказки", "легенды".
«Моя задача была ознакомить учителей начальных классов с концепцией введения исторического просвещения, которая была разработана на базе Московского педагогического государственного университета. Я постарался передать дух этой концепции, содержание через преемственность исторического знания от 1-го класса начальной школы к 5-6 классу основной общей школы. Много интересных вопросов возникло из-за того, что с 1-го сентября в школах России появятся уроки исторического просвещения: «Как его преподавать, какое содержание должно быть у этого исторического просвещения в начальных классах?». В своем выступлении я постарался все это осветить», - поделился старший преподаватель факультета начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета Владимир Юрьевич.
Безусловно, информацию нужно визуализировать, необходима практика. Так считает и Савина Татьяна, учительница английского языка из Агрызского района, которая приехала в Елабугу, чтобы открыть для себя новые границы в области преподавания, причём не только английского языка, а преподавания в целом. Она уже посетила несколько мастер-классов и поделилась впечатлениями и об этом мероприятии. «Мастер-класс нёс в себе теоретический характер, хотелось бы ещё практики». О преподавателе также говорили: «Видно, что человек знает свое дело, человек очень компетентный, с хорошо поставленной речью. Он поднял очень важную тему, ведь изучение истории действительно очень важно в начальной школе».