12 августа 2022
Тьютор и его роль в дистанционном образовании

Сегодня мы хотим познакомить вас с преподавателем английского языка и тьютором дистанционных программ направления «Современная филология» ЦРК UNIVERSUM+ Института международных отношений КФУ Галеевой Мариной Вячеславовной.

Вот уже 20 лет Марина Вячеславовна является преподавателем английского языка и переводчиком-наставником для слушателей программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», более 12 лет разработчиком цифровых образовательных ресурсов и тьютором дистанционных программ дополнительного образования.


В связи с активным развитием электронного обучения, а также внедрением в образовательный процесс дистанционных технологий, возникла необходимость в новых специалистах - тьюторах. Можно сказать, что тьютор – это проводник, который помогает ориентироваться обучающимся в дистанционном образовательном пространстве, решает различные административные и учебные вопросы, поддерживает, практически 24/7, обратную связь, следит за тем, чтобы не было технических сбоев при подключении слушателей к образовательной платформе и вебконференции, а также контролирует сам процесс обучения.

У вас может возникнуть вопрос – ну и что тут сложного? С одним человеком, конечно, и не сложно, но когда на обучение поступило более 100 человек, проживающих в различных регионах нашей страны от Владивостока до Калининграда, тогда многие процессы становятся и не такими простыми. Поэтому, чтобы наши слушатели могли учиться без сбоев и проблем, к образовательному процессу подключается тьютор.


Об особенностях работы тьютора дистанционных программ дополнительного образования узнаем у Марины Вячеславовны Галеевой.

Марина Вячеславовна, чем занимается тьютор в системе онлайн образования?

Для меня работа тьютором – это не только решение методических, педагогических задач, это ежедневное общение со слушателями и педагогами, практически 24/7. В процессе организации онлайн обучения возникает множество вопросов, начиная с самых простых (как зайти в систему обучения? как присоединиться к вебинару?) и заканчивая сложными вопросами, связанными с составлением расписания, контролем слушателей и преподавателей, решением срочных вопросов при возникновении внештатных ситуаций как у слушателя, так и в системе онлайн обучения.

А какие навыки необходимы для работы тьютором дистанционного обучения?

Тьютор – это тот человек, который должен быть не просто хорошим специалистом в области технологий онлайн образования, тьютор – это главное связующее звено между учебной организацией и теми, кто обучается, поэтому этот человек является и лицом компании, и главной опорой для тех, кто что-то не понимает, запутался, не знает, как лучше подойти к той или иной учебной проблеме. Как я всегда говорю своим слушателям, тьютор – это ваша мама и ваш папа, пока вы у нас учитесь, да и после обучения мы всегда остаемся на связи. Поэтому, безусловно, кроме навыков организации онлайн обучения, знания методических основ педагогического дизайна, тьютор должен быть хорошим психологом и иметь отличные коммуникативные навыки, потому что основная задача тьютора – помощь слушателям и педагогам, работающим по программе.

Какие сложности возникают у Вас, как у тьютора?

Работа тьютора – это работа методическая и работа организационного характера, прежде всего. Бывают и у меня периоды, когда приходится параллельно выполнять несколько задач: отвечать на звонки, составлять расписание, подключать новых слушателей к системе к образовательной платформе и обучать новых преподавателей. Но в целом основная задача тьютора – правильно выстроить свою работу, тайм-менеджемент, чтобы задачи решались максимально быстро и эффективно.

А были необычные или интересные случаи были в процессе работы тьютором?

Я бы скорее сказала, что в моей практике сейчас (к моей огромной радости) нет ничего необычного, но вот география наших слушателей – это то, что действительно поражает воображение. Меня, как тьютора, всегда радует, когда к нам на программу поступают слушатели из других регионов или даже стран. До сих пор я радуюсь практически как ребенок, когда понимаю, что прогресс позволяет получать нужные и значимые знания в Казанском федеральном университете, находясь при этом за тысячи километров от нас. Сейчас в нашем списке уже более 43 регионов РФ, были слушатели, проживавшие в Новой Зеландии, Сингапуре, конечно же, Турции. Разве это не удивительно?

Но кроме того, что я являюсь тьютором программы, я еще преподаю несколько основных дисциплин. Я очень люблю своих слушателей, поэтому радуюсь тому, что они не просто обучаются и выполняют все задания, самое важное и интересное для меня, когда слушатели «выходят за рамки» программы, начинают «копать», искать, советоваться. И таких слушателей у нас очень много.

Марина Вячеславовна, кто же такой, по вашему мнению, тьютор в системе дистанционного обучения?

Тьютор – это маленькая шестеренка в часах онлайн образования, без которой эти часики перестанут ходить.

Спасибо большое, Марина Вячеславовна за интересное интервью!


Еще одним подтверждением профессионального отношения Галеевой Марины Вячеславовны к слушателями являются их отзывы: «остались одни положительные впечатления от процесса обучения. Особенно хотелось бы отметить нашего тьютора и преподавателя Марину Вячеславовну. Отзывчивый, позитивный человек, который всегда поможет и подскажет»; «хотелось бы выразить огромную благодарность всему педагогическому составу, особенно Галеевой М.В. за высокий профессионализм, помощь, которую готова была оказать и днем и ночью (порой казалось, что совсем не спит, так как реагировала молниеносно на сообщения 24*7)».

 

Источник информации: Галиуллина Гульнара ЦРК Universum+ ИМО