04 июля 2022
Профессор ИМО КФУ принял участие в заседании диссертационного совета в Казахстане

Профессор кафедры исторического и обществоведческого образования (на базе Института всеобщей истории РАН) О.В. Синицын в качестве приглашенного временного члена диссертационного совета   участвовал в заседании и выступил в дискуссии по защите диссертаций на присуждение степени доктора философии (PhD), доктора по профилю по направлению: 8D016-История (6D011400 - История) при Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по диссертации Садыковой Асем Кайратовны «История учебных заведений профессионального-педагогического образования (на примере Семиреченской и Сырдаринской областей во второй половина XIX века -1917 г.)»

В своем выступлении О.В. Синицын поблагодарил председателя диссертационного совета академика Мамбет Кулжабаевича Койгелдиева за приглашение принять участие в заседании, передал приветствие казахским коллегам от ректората Казанского федерального университета, директората Института международных отношений, руководства Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия и кафедры исторического и обществоведческого образования (на базе Института всеобщей истории Российской академии наук).

Выступая в ходе дискуссии О.В. Синицын отметил, что Важнейшим аспектом проблемы образования в современном мире является состояние педагогического образования. Педагоги являются важной профессиональной группой, оказывающей влияние не только на культуру общества, но и на социально-политические и экономические процессы. От уровня и качества подготовки учителя зависит состояние образования в целом.

В современной России и в Казахстане, когда в жизни общества, а также в системе образования происходят существенные изменения, обращение к историческому прошлому приобретает особое значение. По динамике развития современное общество перекликается с пореформенной Россией. Во второй половине XIX - начале XX вв. в России происходили социально-экономические, политические преобразования, охватившие все стороны общественной жизни, в том числе народное образование. Правительство стремилось обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, но это было невозможно без организации системы педагогического образования на местах. Каждый регион России отличался и отличается своими тенденциями и особенностями развития. Учитывая возрастающий интерес к истории регионального образования, исследование процесса становления и развития педагогического образования в Казахстане становится все более актуальным.

История педагогического образования региона неразрывно связана с практикой работы педагогических учебных заведений. Без анализа развития педагогического образования на местах невозможно выявить наиболее значимые вопросы истории народного образования в целом. Положительный опыт прошлого обогащает и укрепляет педагогическую науку, а также способствует развитию современного образования.

Диссертация Садыковой Асем Кайратовны - часть проекта, по изучению системы народного образования в дореволюционный период, который осуществляется в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая. Интересно, что казахские ученые с большим уважением и вниманием относятся к российским архивам и работам российских историков и педагогов. Ильминский и созданная им система инородческого образования и подготовки педагогов в данной диссертации рассматривается вполне объективно, тем более, что автор достаточно глубоко проработал источниковую, в том числе архивную составляющую.

В исследовании А.К.Садыковой взвешенно и продуманно рассматривается политика Министерства просвещения императорской России, осуществляемой среди сложного в этническом и конфессиональном составе населения киргиз-кайсацкой Степи. Автор хорошо разбирается в этих процессах: ситуация с родовыми отношениями, влиянием казанских мусульманских священнослужителей, которое активизировалось в этот период, деятельностью российской администрации. Вот здесь, я думаю, есть некие дискуссионные вопросы: в первые десятилетия 20 в. сложилась оригинальная система начального образования и связанных с ними педагогических учебных заведений. Логика исследования показывает, что она формировалась «вслед» за вызовами времени и стала ответом на целый ряд факторов, которые может быть и надо было выявить.

Научно значимым является выявление специфики этой новой системы образования, оценка ее эффективности, встроенности в реалии кочевого населения, роль в процессе ассимиляции народов в культурное, образовательное пространство Российской империи.

Личный вклад соискателя в тему я бы оценил высоко:

1. Диссертационное исследование А.К. Садыковой строится на основании анализа различных типов источников. К ним относятся как уже опубликованные тексты, так и архивные материалы, многие из которых впервые введены ею в научный оборот, публикации различных периодических изданий. Заслугой соискателя считаю большую и кропотливую работу в Государственном архиве Республики Татарстан, Центральном государственном архиве Республики Казахстан.

Методологический уровень исследования, его стратегия, технология теоретического и эмпирического анализа, понятийный аппарат, заслуживают положительной оценки и свидетельствуют об исследовательской культуре автора. Асем Садыкова успешно исследует поставленные во введении задачи и демонстрирует эрудицию и компетентность по объекту и предмету исследования, по изученной литературе, умение делать достоверные и обоснованные выводы на основании анализа комплекса источников.

2. Работа обладает внутренним единством, содержит новые научные результаты, связанные с комплексом вопросов развития начального образования, в целом, в регионе. Тема исследования оригинальная, впервые стала предметом многостороннего конкретно-исторического анализа.

Считаю, что Садыкова Асем Кайратовна за представленную к защите диссертацию «История учебных заведений профессионально-педагогического образования (на примере Семиреченской и Сырдаринской областей во второй половине XIX века – 1917 г.)» заслуживает присуждения ей искомой научной степени.