«Дикие лебеди» – роман Юн Чжан, британской писательницы, родившейся и выросшей в Китае. Автор рассказывает о собственной семье, история которой дается сквозь призму судеб трех женщин. Опубликованный в 1991 году, он стал не только международным бестселлером, но и лауреатом премии «Британская книга года». Однако в самом Китае книга была запрещена и распространялась нелегально.
Роман начинается с истории бабушки Юн Чжан, Юйфан, родившейся в Китае тех далеких времен, когда добродетельной женщине полагалось иметь одно единственное желание: «выполнять свой долг перед мужем». Ставшую одной из последних в Китае жертв традиции бинтования ног (девочке в два года спеленали ступни шестиметровым куском ткани, подогнув пальцы и придавив ногу в подъеме камнем, чтобы сломать кости, в итоге получив «золотые лотосы длиной в три цуня» (цунь – з, 3 см)), Юйфан в пятнадцать лет по воле отца отдали в наложницы главному полицейскому инспектору, 48-летнему генералу Сюэ Чжихэну. Проведя неделю с «мужем», она шесть лет жила в одиночестве в специально купленном для нее доме. Автор отмечает, что для состоятельных мужчин, имевших множество наложниц, подобное поведение не было чем-то необычным. Мужчины приходили и уходили, руководствуясь лишь собственной прихотью и не давая объяснений. Женщина, обреченная на жизнь в изоляции под постоянным наблюдением шпионивших на хозяина слуг, как правило, находила утешение в опиуме. Юйфан не только дождалась генерала, не поддавшись его уговорам и не став наркоманкой, но и смогла позднее отстоять свою дочь Дэхун, выкрав ее из дома мужа, куда была вынуждена переехать после того, как генерал тяжело заболел.
Став вдовой, Юйфан в 26 лет повторно вышла замуж за 65-летнего маньчжурского доктора Ся, так как отец не позволил ей жить в родительском доме. Свадьба, как и последующая семейная жизнь, были омрачены самоубийством сына доктора, не пожелавшего мириться с появлением мачехи. Несмотря на последовавшее за этим охлаждение ко второй жене доктор воспитал Дэхун как собственную дочь.
Матери Юн Чжан пришлось жить в новом Китае, вначале под властью японских захватчиков, потом гоминьдана и, наконец, коммунистов. В пятнадцать лет она вошла в «коммунистическое подполье», неоднократно подвергая свою жизнь и жизни своих близких опасности подвергнуться пыткам или быть казненными. Однако даже приход к власти коммунистов не означал начала счастливой жизни. Постоянный надзор и критика, «необходимость получать разрешение по <…> любому поводу», личная неприязнь однопартийцев из среды крестьян к Дэхун как к дочери генерала и наложницы, суровые условия жизни (запрет носить нарядную одежду, мыться горячей водой, уделять время детям и мужу, требование работать семь дней в неделю с 8 утра до 11 вечера и т.д.), риск быть обвиненной в идеологической неверности заветам Мао, фанатичная преданность мужа коммунизму все это омрачали жизнь Дэхун.
Детство Эрхун, «второго дикого лебедя», с одной стороны, было обеспеченным: ее родители были видными коммунистическими чиновниками, что означало сытую, комфортную жизнь и хорошее образование. Однако то, что ее родители занимали достаточно высокий пост ставило их под угрозу стать жертвами политических интриг, что в итоге и произошло.
Автору романа предстояло пройти долгий путь от безоговорочного поклонения Мао до диссидентства. Наблюдая за физическими и психическими пытками, которым подвергались ее родители во время культурной революции, не в силах помочь отцу, ставшему жертвой политической травли и сошедшему с ума, она задумывается о культе Мао и приходит к мысли о том, что требование «преданности и повиновения себе одному» Мао достигал, в первую очередь, путем террора. Ярким примером этого в книге становится описание молодежного движения хунвейбинов, участники которого напоминают обезумевших от чувства безнаказанности героев «Заводного апельсина» Э. Берджесса и «Повелителя мух» У. Голдинга.
Будучи вынужденной жить в деревне и работать на заводе электриком, Эрхун (к тому времени носившая имя Юн («военный»)) мечтает писать стихотворения и поступить в Сычуаньский университет на факультет иностранных языков. Сумев добиться желаемого, она не останавливается на достигнутом и получает возможность побороться за стипендию для обучения на Западе.
Переехав жить в Великобританию, Юн Чжан решает «поведать миру» подлинную историю маоистского Китая, получив в этом начинании горячую поддержку своей матери Дэхун, чьи воспоминания стали материалом для написания книги. Как отмечает сама писательница, «Дикие лебеди» – история трех женщин, Юйфан, Дэхун, Эрхун, и «бушевавших вокруг нас бурях, выпавших на долю Китая в XX веке».
Чжан Юн. Дикие лебеди: три дочери Китая - Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008 - 634с.