Нюансы процесса подготовки специалистов в Татарстане были презентованы на площадке международного форума «Новый этап сотрудничества стран ШОС: туризм и культурное наследие», прошедшего в Ташкенте.
В рамках форума состоялось секционное заседание «Сотрудничество в области образования и науки в сфере туризма и культурного наследия стран ШОС: современное состояние и перспективы», где с докладом выступил заместитель директора Института международных отношений КФУ по общим вопросам Рамиль Галиуллин. Он представил взгляд Казанского федерального университета на процесс подготовки кадров в сфере культурного наследия и туризма и его этапы в докладе подготовленном совместно с директором ИМО Рамилем Хайрутдиновым, заместителем директора ИМО по научной деятельности Рафаэлем Валеевым и деканом Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Айратом Ситдиковым.
«В настоящее время на рынке труда прослеживается нехватка квалифицированных работников для сферы сохранения и управления культурным наследием, развития музейного дела. Результативность работы учреждений этой сферы и качество предлагаемых потребителям культурных продуктов определяется уровнем полученной в процессе обучения квалификации и профессионализма, - убеждены авторы доклада. – В этой связи важным является наличие у образовательного заведения опыта подготовки специалистов, действующих в смежных областях – музеологии, сохранения культурного наследия и туризме».
Казанский федеральный университет является ведущим федеральным отраслевым вузом по подготовке кадров в данных сферах. Благодаря наличию бюджетных мест на эти направления, в университет приходят выпускники с высоким уровнем подготовки. Об этом свидетельствует большой конкурс на место.
«Мы ориентированы на формирование инновационной системы непрерывного туристического образования с учетом целостной реализации образовательных процессов всех уровней: бакалавриат – магистратура – аспирантура - защита кандидатских диссертаций. Обеспечение многоуровневой системы подготовки кадров включает в себя учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности, а также регулярный аналитический мониторинг ситуации кадрового обеспечения отрасли», - обозначил Галиуллин.
Сегодня в Казанском федеральном университете ведется подготовка бакалавров по направлениям «Туризм» и «Культурология», имеется лицензия на подготовку по направлению «Музеология и охрана культурного и природного наследия». Ведется подготовка к открытию магистратур по направлению «Музеология и охрана культурного и природного наследия» профили «Охрана историко-культурного наследия» и «Проектно-выставочная деятельность в музее», по направлению «Культурология» профиль: «Современные культурные индустрии». В ходе обучения в действующих магистратурах студенты получают возможность прослушать актуальные учебные курсы. Среди них: «Культурные индустрии: история и современность», «Менеджмент и маркетинг в социокультурной сфере», «Памятниковедение и culture of memory studys», «Культурные коллаборации», «Основы арт-бизнеса», «Реституция культурных ценностей», «Метолодолгия охраны культурного наследия».
«Ключевая общая цель обозначенных бакалаврских и магистерских программ состоит в подготовке компетентного профессионала в сфере сохранения наследия и музеологии, в формировании корпуса знаний и умений в области методики научного изучения культурных ценностей, инновационного проектирования форм сохранения и использования объектов культурного и природного наследия: в приобретении необходимых знаний и навыков управления, в том числе, туристического, объектами культурного наследия. А одной из изюминок подготовки бакалавров и магистров вышеуказанных направлений является высокий уровень языковой подготовки – владение минимум двумя иностранными языками», - раскрыл задачи и особенности образовательных программ заместитель директора ИМО по общим вопросам.
Для реализации процесса успешного обучения, несомненно, необходима оснащенная база практики и достаточное количество практических занятий. Именно практико-ориентированный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Во время непосредственной практической деятельности магистранты КФУ закрепляют содержание учебного материала, оценивают его значимость, актуализируют имеющиеся у них знания и умения. Кроме того, именно практика позволяет студенту оценить себя в профессиональном плане и выбрать дальнейший вектор развития в рамках своей специальности, убеждены авторы доклада.
«Одним из главных преимуществ использования в обучении практико-ориентированного подхода в системе высшего образования является то, что данный подход даёт возможность объединять формирование фундаментальной научной базы знаний и практических, социальных и общекультурных компетенций будущих специалистов, которые необходимы для дальнейшей реализации их в профессии, - отметил Галиуллин. – В практико-ориентированном образовательном процессе обучающиеся активно применяют ранее полученные знания и вместе с тем будущие специалисты приобретают собственный опыт на основе своей профессионально-практической деятельности. Именно такой опыт становится основой и стимулом для дальнейшего профессионального личностного развития студента, активизации его собственных сил и творческих способностей. Имеются договоренности с ведущими специалистами музеев и музейно-экскурсионных центров, органов управления культуры Татарстана для реализации части образовательной программы».
Казанский федеральный университет активно привлекает к учебно-образовательному процессу представителей партнеров-работодателей, которые читают лекции по профильным дисциплинам, проводят практические занятия на своих площадках и мастер-классы, руководят учебно-производственной практикой студентов. Среди организаций, с которыми сегодня налажено такого рода сотрудничество – крупные туристические компании, туристско-информационный центр Казани, АНО «Ассамблея туристских волонтеров Республики Татарстан» при Госкомитете Республики Татарстан по туризму, Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма РТ, Гильдия экскурсоводов Республики Татарстан, Комитет по развитию туризма Казани, Музеи-заповедники Республики Татарстан. Кроме того, для студенты созданы возможности для прохождения стажировок в Турции, Тунисе, Индии и Вьетнаме, а для направления подготовки «Управление культурным наследия» - на объектах ЮНЕСКО, расположенных в Республике Татарстан.
«Наши студенты принимают участие в проектировании и освоении новых туристских маршрутов, активно создают авторские туры, возят по ним туристов и принимают участие в национальных интерактивных программах: «Татарский Каляпуш», «Забавы по-татарски», «Гостеприимная Казань», «Гастрономический фестиваль». А магистранты направления «Управления культурным наследием» активно выполняют проектные работы по подготовке научных номинаций и разделов Планов управления историко-культурными объектами. КФУ заинтересован в качественной подготовке высококвалифицированных специалистов и ориентирован на установление взаимовыгодных долгосрочных партнерских отношений по обмену студентов, а также внедрению международных программ двойных дипломов», - резюмировал Рамиль Галиуллин.