28 мая 2022
Алексей Юрьевич Пехов "Пересмешник"

Зачастую мы пренебрежительно относимся к массовой литературе и, недооценивая ее потенциал, забываем, что основная функция популярного чтения, «компенсаторная», весьма значима и полезна. Она заключается в получении читателем положительного эмоционального заряда путем снятия дисбаланса между потребностями и возможностями их удовлетворения. Ведь человеку нужна уверенность в том, что добро в конце концов победит зло (фэнтези), что преступник будет наказан (детектив), что любовь побеждает все преграды (любовный роман). И не важно, что это происходит в вымышленной вселенной.
Все эти три составляющие можно найти в романе российского писателя-фантаста Алексея Юрьевича Пехова «Пересмешник».

Справедливо относимый к числу лучших авторов отечественного фэнтези, Пехов чаще всего создает книжные циклы наподобие «Хроник Сиалы», «Стража» (в соавторстве с Е. Бычковой) или «Мастера снов» (в соавторстве с Е. Бычковой, Н. Турчаниновой). Однако начинать знакомство с его творчеством лучше всего с отдельных романов.






Пехов А. Ю. Пересмешник: роман - Москва: Альфа-книга, 2009 - 474с.









«Пересмешник» относится к жанру стимпанк-детектива (стимпанк – направление в научной фантастике, описывающее альтернативный вариант истории развития человечества, где царят паровые машины (англ. «steam» переводится как «пар»), а мир чаще всего стилизован под викторианскую Англию).

Действие романа разворачивается в туманном Рапгаре, напоминающем Лондон конца XIX века, но по сути своей похожем на многоязыкий и многоликий Вавилон, населенный людьми и внешне похожими на них лучэрами, имеющими Атрибут (определенный магический дар) и Облик (способность физически изменяться); безобидными ожившими мертвецами, митмакемами; пиклями, генерирующими электричество; разумными растениями тропаеллами, главными изобретателями новых технологий; отважными и гордыми мяуррами; пугающими хаплопелмами, стоящими на страже правопорядка; стремительными фиоссами; потешным маленьким народцем; а еще ка-га, завью, дьюгонями и многими другими народами. Поддерживают мир и порядок в столь эклектичном обществе Князь и Палата Семи. Однако не все их решения справедливы и дальновидны, как свидетельствует история главного героя, Тиля эр`Картиа, по прозвищу Пересмешник.

Чэр Мертвец, как он сам себя иронично называет, – в прошлом беспечный и азартный игрок, типичный представитель «золотой» молодежи, в настоящем незаконно осужденный за жестокое убийство, обреченный на скорую смерть и отвергнутый даже собственной невестой, – неожиданно выходит на свободу спустя шесть лет заключения. Стоит отметить, что образ Тиля вызывает стойкую ассоциацию с графом Монте-Кристо благодаря мотиву мести. Но в отличии от героя романа Дюма он не пытается вершить правосудие самостоятельно, вначале ограничиваясь лишь ожиданием некрологов, посвященных его «убийцам». Однако возобновившиеся убийства рапгарского «Джека-Потрошителя» и воскресшие подозрения в его адрес заставляют его заняться расследованием.

Яркий и выразительный язык, динамичный и захватывающий сюжет, увлекательная интрига пленяют читателя с первого предложения и не отпускают пока не будет разгадана мрачная тайна Рапгара. Автору удается мастерски сочетать романтическое и авантюрное, комическое и трагическое. Так, уморительная благодаря маленькому народцу, восторгающемуся «могучим дымледымом» и «шипящим паропаром», сцена ожидания девятого скорого сменяется ожесточенной дракой в купе, великосветский прием перетекает в напряженную сцену дуэли, эпизоды из прошлого Тиля чередуются с настоящим. Каждый персонаж выписан автором тщательно и с любовью: читатель с интересом следит за историями «златокудрого подростка» и по совместительству двухсотлетнего лучэра Данте, очаровательной полукровки Бэсс, верного Таллера, амнисов Стефана и Анхель.

В заключении следует отметить, что «Пересмешник» не только возглавлял долгое время книжный топ «Мира фантастики», но и стал в 2009 году победителем премии «Итоги года» в номинации «Лучшее отечественное фэнтези».


Люди забывают прошлое, отказываются от него без всякой жалости, без всякого ума и ждут прихода нового, золотого века. Эры открытий. Ждут триумфа науки, не видя, что становится только хуже. Воздух и вода грязнее, войны жестче, цены выше, жизнь хуже. Возьми тот же маленький народец — с началом эпохи прогресса они вымирают тысячами. Им тяжело приспособиться к таким быстрым изменениям мира. Как и многим другим, кстати говоря.