Юрий Владимирович Никулин… Человек удивительно светлого и многогранного таланта, с одинаковой легкостью вызывавший смех и слезы. Известный клоун и выдающийся комедийный актер, сыгравший немало трагических ролей. Участник двух войн (советско-финской и Великой Отечественной). На первый взгляд, кажется, что он родился под счастливой звездой. Сумел выжить на фронте, в мирное время быстро нашел свое призвание и прославился. Но так ли это?
Никулин Ю.В. Почти серьезно...
Прочитав «Почти серьезно...» (мемуары, проиллюстрированные самим автором, были впервые напечатаны в 1976 году, выдержали множество переизданий), понимаешь, что, конечно же, это ошибочное впечатление. Юрий Владимирович прошел долгий и сложный путь, прежде чем стал успешным цирковым артистом и востребованным киноактером.
Главный секрет его успеха в том, что он верил в свое призвание и никогда не сдавался. Не сдался, когда не поступил в ВГИК и ГИТИС; не опустил руки, когда услышал, что у него нет внешних данных киноактера (сам он как-то сурово заявил: «на экране полный кретин, с гнусавым голосом…»); продолжил выступать, когда в начале цирковой карьеры столкнулся с прохладным приемом у публики. Ученику легендарного Карандаша было сложно сравняться с непревзойденным мастером смеха. Лишь упорство и тяжелый труд помогли ему найти свою дорогу на цирковой ниве.
Кроме этого, ему пришлось неоднократно сталкиваться с непониманием и осуждением, постоянно спорить с «черным человеком», ворчавшим: «Разве клоунада это искусство? Баловство одно! Что за нужда изображать дурака, растрачивая попусту Богом данный талант?!» Доказывать, что быть клоуном – это самая настоящая профессия и сложное искусство. Занятие, далекое от синекуры, требующее полной самоотдачи, силы воли, смелости, терпения, таланта.
Ведь клоун должен не только придумать удачную репризу, но и найти или создать самому реквизит, подобрать костюмы, грим, согласовать музыкальное оформление. Необходимо постоянно придумывать все новые и новые репризы, подстраивая их во время гастролей под новую аудиторию. Необходимо бесконечно репетировать, доводя каждое движение до автоматизма. Наконец, необходимо выдержать титаническую нагрузку: давать в месяц до 60 представлений!
«Слышать смех — радость. Вызвать смех — гордость для меня.»
Задумывались ли вы, что клоун обязан выходить на сцену и смешить независимо от настроения, состояния здоровья, семейных обстоятельств? Даже если сам цирк рухнет, а публика придет, представление должно состоятся. Никулин вспоминал, как однажды на зимних гастролях сильный ветер разнес купол шапито в клочья и, несмотря на это, выступление не отменили. И под снегопадом выступали артисты в легких сценических костюмах, неунывающие клоуны обливались водой. Клоунада лишь кажется вечным праздником и беззаботным дуракавалянием, на самом деле это испытание, пройти которое не каждому под силу.
Никулин Юрий Владимирович. Почти серьезно...: 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1982 - 575с.
Наверное, неудивительно, что большая часть мемуаров посвящена не семье или друзьям Юрия Владимировича, а цирку, в котором он провел почти 30 лет. Конечно, здесь есть и воспоминания о беззаботном детстве, школьных розыгрышах, фронтовой юности, киносъемках, об известных людях, с которыми довелось работать Никулину: среди них А.Д. Папанов, Л.И. Гайдай, А.А. Тарковский, С.Ф. Бондарчук, В.М. Шукшин и многие другие… Но сердце Юрия Владимировича принадлежало цирку, которому он и посвятил свою жизнь: «После <…> смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства. Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение. Так и на войне. Смеясь, мы забывали об угрозе смерти, которая ежечасно нас подстерегала, становилось легче жить, появлялись оптимизм и вера… Я лично на себе все это испытал, и не раз. Слышать смех – радость. Вызвать смех – гордость для меня».