22 апреля 2022
Противоречия образования

В Елабужском институте состоялась лекция известного теоретика педагогики Артёма Соловейчика

С того самого момента, когда на Земле появился первый человек, появилась необходимость в обучении. Задолго до расцвета Колыбели цивилизации, Древней Греции, первые наставники обучали охотников и собирателей, передавали знания из уст в уста, старались отразить самое важное в наскальных рисунках. Благодаря первым учителям однажды появилась письменность, и сегодня мы можем познакомиться с педагогическим опытом человечества, длинной во всю историю: Платон, Сократ, Квинтилиан, Песталоцци, Коменский и др. Но новые знания рождают новые вопросы.

Рассказать о «Противоречиях образования» и отправиться на поиск ответов вместе с «Учителями» университетской школы, преподавателями, сотрудниками, выпускниками и ветеранами Елабужского института, педагогами города Елабуги сегодня взялся Артём Соловейчик.

«Школа есть учитель. Если в школе не будет учителя, то останется только здание, ничем не отличающееся от других. Сегодня перед вами выступит удивительный человек: замечательный психолог, ученый, организатор методической работы, эксперт российского и международного образования в стране Артём Симонович Соловейчик», – представила спикера экс-ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета Файруза Мустафина.

«Елабуга для меня – это открытие. Этот город собирает в себе культуру нашей страны и всего мира. Отдельное удовольствие – оказаться в Елабуге и увидеть ваш вуз, его образовательное пространство», - обратился к залу Артём Соловейчик, продолжатель идей «педагогики сотрудничества», основанной на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Сын знаменитого педагога Симона Соловейчика.

«Все мы знаем, что такое школа – мы там были. Все мы знаем, что такое учитель – мы его видели», - сказал Артём Симонович, обозначая первую проблему: да, каждый из нас был за школьной партой и получил какой-то опыт, но все это – прошлое. Сейчас – совсем другое время, которое для родителей ученика важнее будущего и прошлого, ведь не секрет, что счастье человека, ребенка живет в настоящем.

И на таких простых примерах Артём Соловейчик объяснял педагогические парадоксы:

«Мы должны учить класс, в котором тридцать человек, так же хорошо, как если бы перед нами был один ученик - мы сталкиваемся с этим ежедневно», - продолжал он. И наряду с вопросами предлагал ответы: «Согласитесь, что можно представить учеников помощниками, передать некоторые функции учителя, тогда каждый будет осознавать свою ответственность, владеть уникальными знаниями, которые сможет передать другим».

Рефреном сквозь выступление прошла фраза, что «все дети разные». Подобно аксиоме о непересекающихся прямых, которая формирует эвклидову геометрию, это утверждение должно лежать в основе каждого урока, системы образования. В каждом классе есть дети с разными способностями. Темп продвижения вперед всегда будет для одних слишком быстрым, а для других - слишком медленным. И в таких условиях важно давать знания, не уязвляя достоинство ребенка.

По мнению спикера, которое подкреплено большими знаниями в зарубежной и отечественной педагогике, а большинство известных теоретиков или экспериментаторов науки так или иначе участвовали в формировании взглядов, сначала юного Артёма, приходя в гости к его отцу, а потом уже и зрелого специалиста, работая в группах над вопросами совершенствования программ образования в Российской Федерации, педагогика наполнена противоречиями, которые каждый разрешает по-своему, поэтому каждый учитель – создатель уникальной, авторской методики.

«В ходе обучения мы должны уделять огромное внимание трём основным вещам: научить ребенка внутренней свободе личности, сформировать у него целостную картину мира и воспитать способности к самореализации. Я уверен, что в будущем, все профессии сузятся до вечной пары – учителя и ученика», - так закончил свое выступление Артём Симонович.

Лекция вызвала у слушателей не только бурные овации, но и способствовала увлекательной беседе, в ходе которой замечательный психолог, ученый, организатор методической работы в стране, эксперт российского и международного образования Артём Симонович Соловейчик отвечал на вопросы из зала.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ