29 марта 2022
"Билингвизм и родные языки в культуре и социуме"

26 марта 2022 г. в Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ в рамках очного тура Всероссийской конференции учащихся Н.И. Лобачевского работала секции «Билингвизм и родные языки в культуре и социуме». Секция  была организована на базе кафедры общего языкознания и тюркологии ИФМК под  руководством заведующего кафедрой, доктора филологических наук, профессора Р.Р.Замалетдинова.  Из 28 школьников 8-11 классов, которые изъявили желание участвовать в работе секции, свои работы представили 18 учеников из школ г. Казани и ряда районов Республики Татарстан, а также из различных регионов Российской Федерации, а именно из Республики Башкортостан, Чувашской Республики. Особенно отрадно, что половину участников составила делегация из Республики Саха (Якутия).

Участники конференции представили исследовательские работы на разные темы, затронув проблемы сохранения наследия родной культуры и традиций своего народа;  изучения отношения молодежи к родному языку; актуализации  лингвокультурологических вопросов и изучения двух и более языков и др. Предметом  исследовательских работ были материалы устного народного творчества, в частности паремии и сказки, родной и иностранные языки, тюркские языки (татарский, башкирский, чувашский, якутский) и др.

Некоторых участников заинтересовала психолингвистические исследования языкового сознания (Гафарова К. (Казань),  тематика культурных традиий  башкирского, татарского, чувашского языков (Гизбуллина А. (Казань), Кузьмин Я. (Новочебоксарск)), тема влияния билингвизма на успешность изучения предметов (Слепцова А. (Республика Саха), Гиниятуллина И. (Казань) и др.  Большинство участников в рамках своих работ на основе изученной теоретической информации провели социологические опросы, лингвистические эксперименты, составили  словники и электронные словари, т.е. показали  практические результаты.

Как отметили члены жюри, общий уровень представленных докладов на секции был достаточно высоким. Участники опирались на различную методологию: от проведения опросов до лингвистического анализа различных текстов.

Устные выступления докладчиков сопровождались мультимедийными презентациями, в том числе аудио и видеофрагментами, иллюстрирующими положения докладов. Доклады были представлены на русском и татарском языках, были предложены фрагменты текстов на английском, якутском, чувашском, эвенкийском  и других языках. Авторы проявили эрудицию, хорошую языковую и теоретическую подготовку, их рассуждения были убедительными.

В завершении работы секции жюри определило победителя и призеров, церемония награждения которых было проведено 29 марта в КСК КФУ «УНИКС».

Источник информации: Э.Денмухаметова, доцент кафедры общего языкознания и тюркологии