28 марта 2022
Школьники размышляют об искусстве

На конференции учащихся имени Н.И. Лобачевского успешно работали секции «Искусство» и «МХК».

26 марта 2022 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ в рамках VII Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся имени Н.И. Лобачевского состоялась работа секций «Искусство» (4-7 классы) и «Мировая художественная культура» (8-11 классы).

В работе секций приняли участие более 20 учащихся из разных городов России: Санкт-Петербурга, Самары, Оренбурга, Ульяновска, Ижевска, Казани, Чистополя, Лениногорска, Лаишева. На научный форум приехали также юные исследователи из Свердловской области и Республики Коми.

Координатором секций и экспертом научных работ участников выступила доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики ИФМК, кандидат филологических наук Л.Г. Сафиуллина; в состав экспертных советов секций вошли доценты кафедры татаристики и культуроведения ИФМК: кандидат педагогических наук Г.И. Батыршина и Народный художник РТ, член союзов художников РТ и России, лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая Ф.Р. Валиуллин.

Участниками конференции были представлены работы, затронувшие проблемы изобразительного, музыкального и театрального искусства, декоративно-прикладного творчества, архитектуры и дизайна, краеведения. Школьники проявили исследовательский интерес к гендерным аспектам художественного творчества, современным направлениям театра (вербатим), книжному иллюстрированию, дизайну сценической одежды, иконографии библейских сюжетов. Несколько участников конференции избрали для своих изысканий темы на стыке искусствоведения, истории и политологии, коснулись темы синтеза искусств. Не остались в стороне и стилевые направления в искусстве XIX-XX веков (реализм, импрессионизм, символизм, авангард). Интересными показались попытки теоретического осмысления художественного артибутики советского быта.

Все доклады сопровождались красочными презентациями. Участники показали высокое качество подготовки работ, несомненный творческий потенциал, состоятельность в публичных выступлениях. Повысился и уровень ответов школьников на вопросы членов жюри. 

В качестве иллюстративного материала докладчики привлекали современные электронные пособия, например, созданные в рамках исследовательского проекта интерактивные игры и викторины, посвященные наследию архитектора А. Шодэ. Школьники представили авторские разработки экскурсионных маршрутов, профориентационной площадки «Город профессий», настольной игры «Архитектура города Казань».  

Многие участники конференции демонстрировали свою творческую продукцию: музыкальное произведение «Вальс», концертный костюм для хореографического номера «Костюмы на новоселье Олыся», традиционные куклы народов Поволжья, экологическую сказку «Маленький», обильно декорированную картинную раму, издание книги с авторскими иллюстрациями и др. Резонанс получило исследование, посвященное анализу картины Лукаса ван Лейдена «Игра в шахматы». Его автор Георгий Петров рассмотрел художественное полотно в зеркале событий европейской политики в Европе начала XVI века.

Призовые места распределились следующим образом:

4-7 классы

1 место – Августин Михайлов

2 место – София Корпиленко, Анастасия Гусева

3 место – Полина Чеусова, Варвара Ященко, Кристина Стражнова

 

8-11 классы

1 место – Георгий Петров

2 место: Зухра Камалова, Ирина Жиделева

3 место: Рената Гарипова, Алена Гиматова, Ангелина Миннуллина

 

Заседание секций «Искусство» и «Мировая художественная культура» прошло плодотворно, в атмосфере оживленных дискуссий и обмена творческим опытом.

 

Источник информации: доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Л.Г. Сафиуллина, доцент кафедры татаристики и культуроведения Г.И. Батыршина